Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 21 января 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44363/

Любитель, ставший профессионалом

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Что ни говорите, а случай в жизни играет огромную роль. Вот, к примеру, абсолютно типичная ситуация. Оказавшись в незнакомой для него стране, отщелкал человек банальнейшей камерой-«мыльницей» несколько пленок – для себя, на память. Напечатав снимки, показал другу. А при этой встрече присутствовал третий персонаж, абсолютно случайно. Последний заинтересовался работами путешественника. И, задержав в руках первый же снимок – старинный почтовый ящик, красный, как пожарная машина, крупный план – пристально посмотрел на автора.


– Молодой человек, – строго произнес он, – вы только больше никому не рассказывайте про то, что вы – любитель, снимаете, дескать, для себя. Вы – художник! Этим зорким ценителем оказался никто иной как ...вице-президент Всемирного совета профессиональных фотографов, директор Академии художественной фотографии в Мюнхене, профессор Никола Радошевич. А человеком, который в одно мгновение из фотографа-дилетанта превратился в фотохудожника, был ярославский историк и архивист, ведущий научный сотрудник Государственного архива Ярославской области, главный редактор журнала «Ярославская старина», член Археографической комиссии Российской академии наук Ярослав Смирнов. Запечатленный Ярославом почтовый ящик привлек внимание профессора Радошевича, возможно, и по личным мотивам. Дело в том, что лет эдак сорок назад он сам сделал аналогичный снимок – необычный почтовый ящик, крупный план. И каково же оказалось его изумление, когда постфактум он узнал, что привлек внимание его почтовый ящик самого Аль Капоне! Ярослав Смирнов известен как автор более 90 научных и популярных статей по истории и культуре Ярославского края, как писатель, из-под чьего пера появились на свет книги «Угличский летописец», «И. А. Тихомиров. Граждане Ярославля. Из записок ярославского старожила», «С. В. Дмитриев. Воспоминания», «Андрей Александрович Титов (1844 – 1911), «Жизнь и приключения ярославцев в обеих столицах Российской империи». Он – дважды лауреат областной премии за заслуги в развитии культуры и искусства имени Тихомирова, лауреат всероссийских конкурсов научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии. В настоящее время Ярослав Смирнов работает в Белграде над составлением книги-альбома, посвященного русской эмиграции в Сербии. Там-то и произошла эта встреча. Разговором и приятным знакомством встреча не закончилась. На ней родилась идея организовать фотовыставку «Белград глазами русского ученого», которая и состоялась в октябре 2003 года в Белграде. Неслучайным оказалось и место ее проведения – «Русский дом», основанный русской послевоенной эмиграцией еще в 1933 году. Выставку высоко оценили и сами белградцы, потомки русских эмигрантов, и профессионалы. А подтверждением профессионального мастерства Ярослава Смирнова как фотохудожника стало избрание его почетным членом Союза независимых фотохудожников Сербии(USUF). Более того, на этой же выставке профессор Никола Радошевич отобрал пять работ ярославца и включил их в состав ста фотографий международной выставки «Белград в мире – мир в Белграде», которая в нынешнем году совершит мировое турне. К чему я так долго обо всем этом рассказываю? А вот к чему. Сегодня в галерее современного искусства «АллеЯ» открывается именно та выставка, которая произвела такой фурор в Белграде. У нас она носит другое название – «Славянские отголоски. Белград: взгляд из России». Некоторые из них уже были опубликованы в «Северном крае» в качестве иллюстраций к серии материалов «Белград глазами ярославца». Что примечательно, уже тогда, рассматривая десятки фотоальбомов, привезенных Ярославом из поездок в Белград, я сказала: «Слушай, это обязательно надо где-нибудь показать». Но Ярослав тогда и слушать не стал: «Кому нужны мои любительские снимки? Разве что друзьям показать». Вот тебе и любительские снимки, как оказалось! Фотоработы Ярослава Смирнова удивительно емки по содержанию и в то же время лаконичны по форме. В каждом мастерски выстроенном кадре нет ничего лишнего, а ведь это не специально выстроенные фотокомпозиции – просто беглый, но очень зоркий взгляд доброжелательного путешественника. Он с радостью принимает визуальные дары незнакомого города, подмечает мельчайшие нюансы: каждая деталь – будь то почтовый ящик, старинная, в зеленой патине времени, бронзовая дверная ручка, набитый под самую крышу белыми булками салон автомобиля, – становится красноречивей самого разговорчивого собеседника и поведает о многом внимательному зрителю. Можно констатировать очень приятный факт – город обрел еще одного удивительного фотохудожника в лице Ярослава Смирнова. Высокое признание профессионалов Ярослава, однако, лишь подстегивает. Он не расстается со своей верной фотокамерой, снимая, на сей раз... зимний Ярославль. Директор «Русского дома» в Сербии господин Вышинский предложил ярославскому писателю и историку подумать над новой выставкой: «Вы смогли увидеть наш родной Белград таким, каким его не видим мы. Покажите теперь нам ваш родной город.» И, будьте уверены, это наверняка будет очень необычный взгляд на примелькавшийся нам самим городской пейзаж.