Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 июня 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44532/

уходя, оставить свет

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Человек жив до тех пор, пока


о нем помнят. «Уходя, оставить свет в тех, с кем суждено расстаться...» Не повториться, нет, лишь отразиться частичкой души в детях, учениках, которые продолжат твое дело и расскажут уже своим ученикам, что был такой человек, который научил их видеть этот мир по-своему... 27 июня исполнилось сто лет со дня рождения удивительного человека, одного из лучших художников-портретистов Ярославля, поразительно талантливого педагога Бориса Ивановича Ефремова. Состоявшийся художник и учитель от Бога – это редкое сочетание дарований отмечали на вечере памяти Бориса Ивановича все собравшиеся в художественном музее ученики, которым он когда-то впервые открыл азы мастерства, научил держать в руках кисть, показал, как прекрасен этот мир... «Мы помним» – так назвала идею возрождения памяти о некогда знаменитых и несправедливо забытых людях Ярославля старший научный сотрудник музея, хранитель архива Ирина Котова. – Очень важно для нас, чтобы не прервалась связь времен, – считает Ирина Николаевна, – чтобы наши дети, которые будут жить завтра, знали, что до них и для них в этой жизни было очень многое сделано теми, кто уже ушел. В фонде художественного музея сохранилось на удивление мало полотен Бориса Ефремова – всего шесть портретов. На вопрос «почему?» Ирина Николаевна ответила: – Он в первую очередь был учителем. А картины... Очевидно, он просто дарил их тем, кого любил. Об учительском призвании Бориса Ивановича говорили в тот вечер все собравшиеся. Старейший ярославский художник Петр Иванович Павлов заметил, что «Ефремов видел в каждом ребенке не просто ученика, но личность, уважал в каждом юнце художника, сотоварища по мастерству». Примечательно, что и сын Бориса Ефремова – Андрей Борисович – продолжил путь отца: стал и художником, и педагогом. ...На фоне немногочисленных картин кисти Бориса Ефремова резким контрастом бросаются в глаза витрины, изобилующие каталогами выставок его учеников, старыми черно-белыми фотографиями, запечатлевшими Бориса Ивановича в компании юнцов с мольбертами на этюдах. А сейчас они, повзрослевшие, поседевшие ефремовские ученики, маститые и уважаемые художники, с умилением находят себя на потрескавшихся от времени снимках и, перебивая друг друга, пускаются в бесконечную заводь воспоминаний: «А ты помнишь?..» Они – помнят. Помнят и того человека, который некогда помог им сделать первые шаги на долгом и тернистом пути к познанию самого себя...