Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 01 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44561/

Не петровская и не кунсткамера

рубрика: Культура
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

ухо востро


Недавно в Ярославле открылась очередная чудо-выставка. Любопытных привлекла громкая и многообещающая надпись «Кунсткамера». Именно сей факт и подкупил большинство любителей острых ощущений. Лицезреть проспиртованные экспонаты с врожденными уродствами и аномалиями развития явились многие. Однако при ближайшем рассмотрении кое-кто стал догадываться, что никакого отношения к знаменитой петровской коллекции данное безобразие не имеет. Один возмущенный ярославец, Антон Ермолов, обратился к нам в редакцию с просьбой разобраться, кто надувает граждан. Что корреспонденты «Северного края» и сделали. Великий русский император, большой новатор и выдумщик, рвал бы и метал, узнай он о подобных выходках своих потомков. Разве для того он приобрел знаменитую коллекцию «монстров» у выдающегося анатома того времени гол-ланд-ца Фредерико Рюйша, чтобы через несколько веков за них выдавали мутные зеленоватые тельца, чудовищное порождение современных алкоголиков и наркоманов? – Да, мы не претендуем на звание «Кунсткамеры», – оправдывается Екатерина Дайнеко, администратор и экскурсовод выставки. – В афише ясно сказано: в традициях кунсткамеры. Ведь кунсткамера означает что-то вроде «кабинета редкостей». Это не бренд, и никакого нарушения закона здесь нет, равно как и обмана зрителя. Мы представляем публике «Анатомический театр», заспиртованные ужасы века минувшего. Мы проверили: действительно, все документы на работу экспозиции, включая разрешение Минздрава и Минобразования, имеются. И о законодательном обмане речи нет. Но вот о моральном... Фраза «в традициях», которой прикрываются организаторы – питерское ООО «Аксон» – вызывает справедливое возмущение. Ибо право использовать марку известнейшего музея антропологии и этнографии имени Петра Великого еще надо заслужить. Конечно, подобные зрелища вообще на любителя. Петровская коллекция создавалась в чисто научных целях. Здесь же дешевый психологизм экспозиции (например, некоторые младенцы-уродцы для пущей жалостливости заспиртованы в обнимку или на коленях, воздевающие в мольбе недоразвитые ручки) вызывает только отвращение. Да и разнообразием экспонатов приехавшая в Ярославль выставка зрителей не балует – посетившие ее студенты-медики разочарованно говорят: «У нас в анатомичке и покруче экс-по-наты есть». В основном экспозиция ориентирована на школьников: вот, ребятки, как почернеют ваши легкие, если вы будете курить, а вот такие дети рождаются у наркоманов и алкоголиков. Цель выставки Петра Великого – удивить народ, цель этой – напугать школьников. Так, простите, о каком наследии традиций можно говорить?.. За комментариями мы обратились в настоящую и един-ст-венную в своем роде Кун-ст-камеру в Санкт-Петербурге. По словам Елены Михайловой, ученого секретаря, никакой связи между данной передвижной экспозицией и петровской Кунсткамерой нет. Выездных выставок они не организуют. Главная причина в следующем – большинство экспонатов Кунсткамеры, которые Петр I приобрел у голландца, законсервированы по оригинальному рецепту автора, неизвестному более никому, соответственно, возможности заменить экспонат в случае его повреждения нет. Так что всем желающим увидеть подлинных петровских «монстров» прямая дорога – в Петербург.