Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 06 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44633/

Сошлися – и заспорили...

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

праздник в карабихе


Утопия генерала Некрасова Если у человека фамилия Некрасов, то независимо ни от чего ему на роду написано хоть раз испытать счастье в старинном искусстве виршеплетства: чем черт не шутит? Это не факт, не научная теория, а всего лишь наше осторожное предположение. На субботнем празднике поэзии в Карабихе всех удивил московский гость зампредседателя Некрасовского комитета Союза писателей России генерал-майор в отставке Некрасов Владимир Филиппович. Темой праздника в честь 140-летия вопроса на все времена «Кому на Руси жить хорошо?» однофамилец классика проникся до такой степени, что рискнул обнародовать написанную им к этому дню «Утопию» по мотивам хрестоматийного сочинения. Рискнул и, скажем сразу, не прогадал. Широким жестом поставил на попа всю разом нынешнюю жизнь российскую. В каком году – рассчитывай, Скорей в две тыщи ...надцатом, Указом президентовым, Как подсказал народ ему, Он олигархов с бедными Местами поменял. Теперь у нас иначе все! Народ стал жить зажиточно, Зарплаты – как на Западе, И не в рублях, в у. е. Крестьянин, врач, рабочий ли Пять – десять тысяч долларов Спокойно получают все За месяц, не за год. А олигархи бывшие, Когда-то жировавшие, От своего богачества Все сами отреклись. В общем, побрели эти благородные бедолаги к себе домой, взоры потупили. «Их женушки нечесаны, детишки не накормлены». Ну и тому подобное. Вирши про ту веселую нескладуху гости Карабихи во все уши слушали. На чтениях под кедром стала «Утопия-XXI» гвоздем программы – на равных с ничуть не утопическими лучшими стихами о русских судьбах поэтов из Ярославля, Ростова и Рыбинска, москвичей Юрия Кублановского, Тамары Пономаревой, барда Татьяны Полетаевой. Текст крамольной «Утопии», продекламированный автором по рукописи, судя по всему, теперь домой вернулся. Зато уж компакт-диск, привезенный сотрудником музея Корнея Чуков-ского в Переделкине Павлом Крючковым, на веки вечные останется в фондах «Карабихи». Около девяти часов звучания голоса автора «Мойдодыра», полвека отдавшего изучению Некрасова! Один из текстов, подготовленных коллекционером Львом Шиловым, по словам дарителя, – чистый эксклюзив: отрывок из книги Чуковского о Некрасове с загадочным названием «Поэт и палач», запрещенной советской цензурой сразу после революции. «Ярмонка» без обмана День-деньской на весь Верхний парк Карабихи шумела деревенская «ярмонка». С некрасовской – из «Кому на Руси жить хорошо» – сравнивать ее не будем: прямо скажем, не тот размах. Но и наши голосистые зазывалы и зазывальщицы из молодежного театра Александра Циркова не зря старались. Румяна на щеках у них театральные, а вот на лотках у торговцев мы никакой бутафории не видели. Коробейники компьютерного века, точно как на «ярмонке» у Некрасова, торговали только натуральным и рукодельным товаром: фарфоровыми колокольцами, берестяными трещотками-оберегами, куклами-домовушками, разной забавной мелочевкой (для уюта) из льна, мочала, лыка и просто печеного теста. Можно было купить здесь и печной горшок со скидкой по случаю праздника – прямо из рук аса гончарного ремесла Юрия Золотова, с бесплатной устной инструкцией о том, почему щи из глиняного горшка такие вкусные и как правильно с ним обращаться, чтобы служил дольше. Мастер приехал на праздник со всем семей-ством, гончарный круг поставил под березами. Лепил на нем всякую всячину по заявкам гуляющих. Тонким стеком оставлял на вазах и плошках автограф с пометкой «Карабиха-2004». Чуть поодаль некрасовский герой дядюшка Яков и детям, и взрослым предлагал самим засучить рукава. Например, чтобы научиться делать куклы-закрутки (от забытого слова «закрут», что значит «начало начал»). Сшитую обязательно из собственной рубахи закрутку передавали от матери к дочери, всю жизнь не расставались с ней. Берегла от лихоманки, злого слова и взгляда, от бессонницы, когда невесть из-за чего дети плачут по ночам. Гулянье получилось веселое, хотя, слава богу, не такое «хмельницкое», как у Некрасова. Кому не терпелось пропустить косушку под беляш или шашлычок, без помех сделали это загодя в «обжорных рядах» за воротами усадьбы – вольному воля. А на «ярмонку» шли с детьми. В купальские дни, пору сенокосную, на хороводной поляне и стар и млад мог походить на ходулях, потягаться «в любки», поваляться в сене, попрыгать от сглазу через «крапивный костер», не боясь обжечься. Устроителям ярмарочных потех из объединения Светланы и Валерия Кремневых «Русские традиции» и из семейного культурно-оздоровительного центра Светланы Дробыш за травой и крапивой далеко ходить не пришлось. Накосили тут же в Верхнем парке, на подступах к бывшей усадебной оранжерее. Этих замшелых руин рука реставратора не касалась с некрасовских времен. – В чем было счастье для русского крестьянина? – спросили мы наудачу у супругов Кремневых, уходя с хороводной поляны. С молчаливого согласия своих взрослых дочерей – педагогов Натальи и Татьяны – дали они быстрый ответ, замечательный своей краткостью: – Счастьем для них было жить, просто жить. Да ведь и сам Николай Алексеевич не для того ли приезжал из столиц в Карабиху? Не белоручки нежные По «ярмонке» гуляли мы вместе с Ольгой Петровой, медсестрой и культорганизатором Ярославского железнодорожного санатория-профилактория. Познакомились мы с ней, когда она на месте сбора однофамильцев некрасовских героев заполняла анкету. Не знала раньше Ольга Владимировна, что и у нее в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть «свой человек» – непо-клонная головушка Агап Петров. Тот самый, что не сробел при всем честном народе крикнуть: «Бог с ними, с сенокосами, знать не хочу господ!..» Домой увозила она из Карабихи памятный лист с выдержками из печальной истории об Агапе Петрове, засеченном розгами барской дворней... На литературные темы мы с Ольгой Владимировной не разговаривали, но на прощание как было упустить случай и не поинтересоваться у нашей собеседницы: а в чем ее-то счастье? Ответила вопросом на вопрос. Не в том ли, дескать, оно, что судьба часто просто по долгу службы все время дарит ей знакомства с такими людьми, как космонавт Владимир Джанибеков или актриса Екатерина Редникова из съемочной группы фильма «Вор». После общения с ними что-то открываешь, проясняешь и в душе собственной, ввысь тянешься. Памятные листы с эпиграфом из Некрасова «Не белоручки нежные, а люди мы великие в работе и гульбе» получили и другие однофамильцы героев «Кому на Руси жить хорошо» – сотрудник ГИБДД Алексей Гусев, педагоги Татьяна Алферова и Александр Прохоров, назвавший в анкете субботний праздник «очень душевным». Замечены были в Карабихе в тот день еще двое однофамильцев, оба Александры – Яковлев и Петров. Известный политик из соседних Красных Ткачей, куда приехал он на день рождения сестры, по старой дружбе персонально навестил директора «Карабихи» Вениамина Лебедева. Лауреата же премии «Оскар» видели возле таблички с приглашением однофамильцев пройти регистрацию. Знаменитый аниматор пребывал в задумчиво-сти, прочтя текст. А затем счел за благо затеряться в толпе гуляющих. К слову, полное право на памятный лист имеет и наш коллега, корреспондент «Северного края» Валерий Прохоров. Накануне праздника он, отправляясь на дачу по неотложным делам, напутствовал автора этих строк ободряющим интервью о счастливцах. Таковых, оказывается, ему не раз приходилось видеть в командировках по сельской глу-бинке. Один его герой учился жить, но не у людей, а больше у братьев наших меньших. Часами наблюдал, как строит плотину бобер, вьет гнездо аист, не жалел времени на раздумья о том, как умело собирает малину мишка косолапый и как удивительным образом ориентируются в пространстве кошки, безошибочно возвращаясь домой за сотни километров. Другой чудак-человек, потомок купцов, что гоняли плоты по Волге и ее притокам, будучи коренным горожанином, дознался, где стояла усадьба предков. С соблюдением всех законов откупил там землю, построил дом. Переехал туда из города, став предпринимателем. Поставил на чердаке чертежную доску – лесопилку проектирует. Свой рассказ однофамилец некрасовского героя, местами просто подозрительно на него похожий («То был Игнатий Прохоров, извозом занимавшийся, степенный и зажиточный мужик, не пустослов»), закончил уверенным выводом: – Счастливые люди обычно живут в деревне. Это умельцы и чудаки, золотые руки. Они и «птицу счастья» для флюгера столовым ножом вырежут, и сруб поставят, и колодец выроют, и капусту вырастят. К доходу они не стремятся, он сам идет к ним в руки. Их все хвалят и уважают. Они всегда довольны жизнью, как даром Божьим. Наверное, только им одним сегодня и живется весело, вольготно на Руси. Не думаем, чтобы Николай Алексеевич имел бы что-нибудь против столь смелого заявления.