Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 13 июля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/44758/

Взрослые девочки не плачут

рубрика: Культура
Автор: Анатолий СМИРНОВ.

Премьера


Премьера спектакля «Странная пара» по пьесе американского драматурга Ника Саймона в постановке заслуженного артиста РФ Олега Левакова, несмотря на июль, который считается в Рыбинске «мертвым сезоном», два дня подряд собирала полный зал в местном драмтеатре. Магнит двуполярен, а человеческий мир двупол. Семья – это подобие магнита. Но если магнитный стержень разломать пополам, каждая половинка все равно останется двуполярной. А в человеческой жизни все не так. Супруги расходятся, чтобы обрести свободу, и не находят ее. Потому что женщина остается женщиной, а мужчина – мужчиной. Только их соединение рождает магнит, являющийся в индийской философии символом любви и жизни. И в этом соединении – истинная свобода. Пожалуй, именно эта идея лежит в основе комедии Ника Саймона, изобилующей мгновенными и частыми переходами от веселья к грусти, от резкой сатиры к тонкому лиризму. В квартире на фоне небоскребов Нью-Йорка перед нами предстает странная пара: домохозяйка Флоренс Анджер (Светлана Колотилова), выгнанная супругом из дома после 14 лет совместной жизни, и приютившая ее феминистки настроенная ведущая мировых новостей крупного телеканала Олив Медисон (Маргарита Конд-рашина). Они такие разные – эти две подруги. Флоренс плачет: «Я не хочу разводиться». А Олив считает, что «наше время – время незамужних женщин». Флоренс за 14 лет супружеской жизни превратилась в домохозяйку-деспота, видящую смысл жизни в закармливании домочадцев всевозможными яствами и поддержании идеальной чистоты и порядка в квартире. Для Олив же напротив, дом не имеет особого значения, для нее настоящая жизнь там, где телестудия, мировые новости и много людей. Отсюда возникают конфликты, вызывающие смех в зале. Но сквозь этот смех мы понимаем и почему Олив разошлась с мужем, и за что выгнана из дома Флоренс. Они такие разные – эти две подруги, но однополюсные. А второй полюс скрыт за изредка оживающей телефонной трубкой. Из нее возникает овеще-ствленный голосом Олив образ ее бывшего мужа, неудачника Фила, выпрашивающего у бывшей супруги деньги, и образ мужа Флоренс, удачливого бизнесмена Синди, толкующего, что он смертельно устал от своей жены. И эта разорванность полюсов порождает раздвоенность в чувствах героинь. Да, Олив свободна, но «жить одной – тоска». А Флоренс, любя мужа, хочет ненавидеть его и освободиться от власти любви. Именно для того, чтобы преодолеть эту раздвоенность, Олив приглашает в гости еще одну странную пару – испанцев Маноло и Хесуса Костацуэла (Георгий Эльнатанов и Владимир Ершов). Братья недавно приехали в Америку, еще плохо говорят по-анг-лийски. И эта сцена вчетвером, пожалуй, – самое яркое комедийное место в спектакле: словесное непонимание приводит к целому ряду комических ситуаций. Но увы, попытка преодоления оказывается бесплодной. Выясняется, что братья Костацуэла приехали в Америку после того, как расстались со своими супругами, а теперь тоскуют о них так же, как Флоренс тоскует о Синди. Да, такие разные на первый взгляд мужчины и женщины в своих глубинных чувствах схожи, ибо они разные полюса, но одного магнита. И тот, кто забывает об этом , обречен на вечное душевное одиночество. Закономерен финал спектакля. Вновь оживает телефон, и Фил сообщает Олив, что выслал ей чек, чтобы покрыть все расходы на него, и больше не нуждается в ее помощи. А потом звонит Синди и умоляет, чтобы Флоренс вернулась домой. Так происходит потому, что женщина, чтобы быть счаст-ливой, всегда должна оставаться прежде всего женщиной, а мужчина – мужчиной. После окончания спектаклей зрители стоя аплодировали актерам и режиссеру, по нескольку минут не отпуская их со сцены. Рыбинцы узнали себя в героях Ника Саймона. Посмеялись не только над ними, но и над собой. Погрустили не только с ними, но и о своем. И если проникновение в душу зрителя считать главной задачей искусства, то этот спектакль, несомненно, является удачей Рыбинского драматического театра.