Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 13 августа 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/45320/

Олег Стриженов: «А без любви все – пусто»

рубрика: Культура

Актеру Олегу Стриженову исполнилось 75 лет. Он из тех, о ком сегодня говорят: культовый актер. В своей книге «Исповедь» он приводит цитату из письма жене Лионелле Пырьевой: «Я всегда любил тебя. Ты постоянно жила во мне на протяжении всей моей жизни. Ты – мой маяк, который светил мне всегда и вел меня по дороге любви. А без любви все – пусто и теряет всякий смысл»... Они встретились впервые в 1962 году, но тогда им пришлось расстаться : Стриженов был несвободен, у него была своя семья. Случай вновь свел их только спустя четырнадцать лет на съемочной площадке фильма «Последняя жертва». К тому времени Стриженов был уже в разводе, и буквально сразу он сделал Пырьевой предложение. Она согласилась. Вместе они уже почти 30 лет. С ними беседует журналист Татьяна КАНУНОВА.


– Какие у вас воспоминания от встреч с зарубежными коллегами? Олег Стриженов: В свое время на кинофестивале к нам относились очень уважительно. Тогда мы представляли кино Советского Союза. Великой империи. Хотите – зла? Да, зла. Для кого-то – зла. Для меня – добра. Я там встречал не каких-то звездочек, о которых только и пишут: сколько у нее любовников да в чем она одета. Я встречался с академиком Жаном Кокто, Жоржем Сименоном, Марлен Дитрих, Генри Фондой и другими. Сегодня в американском кино мало хороших артистов. Наша актерская школа намного лучше. А талантливые Николсон, Де Ниро, Хофман – ученики нашего гениального артиста Михаила Чехова. Л. Пырьева: В конце 60-х годов я оказалась «белой вороной». У нас в Госкино на закрытых просмотрах все смотрели очередные фильмы о Джеймсе Бонде. А я их не видела. В 1969 году меня пригласили на съемки фильма «Красная палатка» в павильон «Мосфильма» по просьбе Шона Коннери. Но я удивилась, так как знала, кто он такой. В Москве Шон попросил показать какой-нибудь законченный фильм, им оказались «Братья Карамазовы». При встрече он с таким восхищением говорил о моей актерской работе, о русской литературной классике, о нашей театральной школе, о мечте сыграть Достоевского или Чехова. – Как вы относились к тому, что вас называли русским Жераром Филипом? – Не надо сравнивать. Это типично русское. Нигде, ни в Италии, ни во Франции никто не скажет, что наш Ален Делон похож на вашего... Это сравнение мне не льстит, я сам по себе. Вряд ли я был бы французским Фанфан-Тюльпаном. Но, может быть, был бы лучшим князем Мышкиным и Игроком, потому что это – наш материал. – Вы в двух фильмах («Хозяин тайги» и «Опасные гастроли») были партнершей Владимира Высоцкого. Как вам с ним работалось? – Я знала его давно. Мы были хорошими друзьями. После фильма «Братья Карамазовы» мне сразу же предложили роль современной героини в «Хозяине тайги». Сначала я была очень возмущена. Высоцкий меня по-дружески высмеял. В фильме подобрался неплохой коллектив – Михаил Кокшенов, Валерий Золотухин, сам Высоцкий; хотелось посмотреть настоящую Сибирь – и я согласилась. Роль в «Опасных гастролях» предлагалась Марине Влади, но она не смогла. В конце концов меня режиссер взял без проб. Фильм снимался на Одесской киностудии. Главной сложностью было то, что Высоцкого постоянно запрещали. Украина не хотела, чтобы он снимался. Вопрос пришлось решать на уровне Госкино СССР. Многие известные острые песни из фильма были вырезаны редактурой. Однажды я его приютила у себя в квартире, когда отовсюду его гнали, я в то время уезжала сниматься в Ленинград. Впоследствии в одной из его песен появились такие строки: «Молодая вдова... пожалела меня – да и взяла к себе жить...» – Вы не жалеете сегодня, что не сыграли в свое время Алешу Скворцова в «Балладе о солдате» и Андрея Болкон-ского в «Войне и мире»? – В «Балладе о солдате» я начал уже сниматься. Моей партнершей была утверждена Лиля Алешникова. Но на съемках одного из эпизодов режиссер Григорий Чухрай получил тяжелейшую травму. Картину законсервировали. В то время мне предложили роль Мечтателя в экранизации «Белых ночей» Достоевского (режиссер – Иван Пырьев). Я, конечно, согласился. В разгар съемок Чухрай вновь обратился к съемкам «Баллады...», но я был к тому времени занят. Я не жалею. Сыграть у великого Пырьева героя Достоевского – это многого стоит. В случае с «Войной и миром» меня возмутила министр культуры Фурцева. Меня просто заставляли играть роль князя Андрея. Она на коллегии вопрошала, почему я не хочу браться за роль кумира нашей молодежи? На что я отвечал, что любимыми для нее, вроде бы, являются Павка Корчагин и Овод, а одного из них я сыграл. Меня возмутило, что люди, ничего не понимающие в искусстве, лезут, поучают, советуют. – Вы играли роли благородных красивых людей и стали для многих зрителей лицом России. – Если вы говорите, что я представляю лицо России, то спасибо. Я к этому сознательно шел. Я играл то, что подсказывало мне сердце, душа, как сам любил Родину, и хотел эту любовь передать зрителям. Я нашел себя в исторических персонажах и классических образах. А меня критиковали за то, что не играю простых советских людей. У меня были роли благородных, интересных русских людей, которые в истории кино остались. А вот тех «простых советских людей», за которых ратовала в свое время министр культуры, осталось в истории единицы. P.S. У Олега Стриженова и Лионеллы Пырьевой детей нет. Первая его дочь Наталья стала актрисой, сын Александр – также актер, а сейчас успешно работает на телевидении, снял первый художественный фильм «Упасть вверх» в качестве режиссера.