Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 21 августа 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/45458/

Жизнь, отданная музыке

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ.

Программа фестиваля «Преображение», который завтра завершится в Ярославле, насыщена самыми разнообразными событиями. В его рамках состоялось и подписание договора о сотрудничестве между музеем-заповедником и муниципальным театром Москвы «Новая опера».


Отныне фестиваль будет носить имя талантливейшего музыканта Евгения Колобова и получит поддержку одного из самых интересных музыкальных театров столицы, творческим руководителем которого сейчас является вдова Евгения Колобова – Наталья Попович. Для нее приезд на этот праздник наполнен и счастьем воспоминаний, и щемящей тоской потери. Появление в Ярославле много лет назад молодой музыкальной пары – дирижера и хормейстера из Свердловска – теперь трудно назвать случайным. У Натальи Григорьевны нет сомнений – судьба привела. – Тогда в нашей жизни было очень важное событие – предполагались гастроли в Москве. Свою премьеру – «Царскую невесту» выпустили в Ярославле. Затем было триумфальное выступление в Москве. Сразу после гастролей Колобову присвоили звание, последовали приглашения в столичные театры. А Ярославль уже тогда запомнился нам «Царской невестой», и к городу мы прикипели душой. Сам Евгений Владимирович позднее вспоминал: «Годы в Свердловске – самое счастливое время моей жизни! Помню впервые, как перебрался в Ленинград, лечу выступать в Свердловск. Вылет задерживается, и самолет приземляется только в 4 утра. Вхожу в здание аэропорта и просто ушам не верю: музыка, живая музыка! Весь оркестр Свердловского оперного театра в полном составе, со своими инструментами явился встречать своего маэстро. Не знаю, как должно поступать в таких случаях, я встал на колени и заплакал». После работы в Мариинском театре был переезд в Москву. И здесь – создание театра «Новая опера». Тогда еще не было роскошного здания в центре столицы. Евгений Владимирович шутил: «Я создал театр на улице». Наталья Григорьевна вспоминает, что первые гастроли нового театра были в Ярославле. Второй раз судьба свела Колобова с нашим городом, который принес ему удачу. – Колобов очень любил Россию. Он часто говорил, что если бы не профессия, обязательно жил бы в маленьком, тихом русском городе. Зарубежные гастроли не любил. Не раз отказывался от поездок в Италию, а позвали в Кострому или Ярославль – пакует чемоданы. Здесь он отдыхал душой, – говорит Наталья Григорьевна. Его восхождение на музыкальный Олимп было стремительным. Первооткрыватель по духу, Колобов вернул в жизнь забытую и малоизвестную оперную музыку. Он был не просто дирижером – умел проникать в суть вещей, умел легким движением пальцев повести в философские глубины музыки весь оркестр. В книге «Созвучие», которая вышла в этом году, после его смерти, читаем: «Я боюсь громких слов, но музыка для меня и в самом деле как религия – моя религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как профессией, присутствует много земного, практичного. Но это все второстепенное. Пускай результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед Богом чист, потому что отдал ей все, что мог». Вполсилы Евгений Владимирович никогда ничем не занимался. Наверное, поэтому такой мощный творческий импульс получил фестиваль «Преображение». Он был председателем всероссийских конкурсов звонарей, музыкальным руководителем концертных программ, и своим детищем – фестивалем – гордился безмерно. Наталья Григорьевна в этом году рассматривала в торговых рядах веселые колокольчики, которые так любил муж. Невольно ловила себя на мысли: «А вот этот Женя купил бы. А такие у нас уже есть». В доме колокольчиков – множество. Колобов с упоением их собирал. Даже в фойе театра поставил три специально отлитых колокола. Теперь рядом с ними висит его портрет. И это лучшая память о нем, и лучший памятник Музыканту. А еще одним памятником ему останется фестиваль «Преображение».