Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 24 августа 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/45475/

Вечная тема бытия

рубрика: Культура
Автор: Марина ГАФАРОВА.

Фестиваль


XII фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение» завершился «Мистерией о Жанне д’Арк», которую ее участники – музыканты, певцы и актеры московских театров – посвятили памяти Евгения Колобова. Единственное представление «Мистерии» окончательно собиралось и складывалось всего за несколько дней. Силы для него были привлечены немалые – музыканты и солисты муниципального театра Москвы «Новая опера», актеры из столичных театров – театра Луны, театра имени М. Н. Ермоловой, театра Рубена Симонова. Этот спектакль – попытка воплощения в жизнь идеи Евгения Колобова о «тотальном» синтетическом театре, объединяющем в художественное целое музыку, слово, движение. В «Мистерии» соединились хоровая музыка, оперное пение, драма, оркестр. И все-таки главное действующее лицо – Музыка, не случайно симфонический оркестр занял почти всю сцену. Музыка соединяет философские размышления Жанны с оперными партиями Епископа и Графа, с кинопроекциями из фильма Люка Бессона «Посланница: история Жанны д’Арк». Современная мистерия по замыслу режиссера-постановщика Ивана Фадеева лишена дидактичности и повествовательности средневековой мистерии. Образ Жанны – символ, ведущий в пространство размышлений о вечных темах человеческого бытия – предательства, веры, заблуждений, жестокости и милосердия. Литературной основой для драматического действия в «Мистерии» стали пьеса Жана Ануя «Жаворонок» и пьеса Бернарда Шоу «Святая Иоанна». Действующие лица «Мистерии о Жанне д’Арк» – Жанна, Епископ, Граф, Карл, Солдат – встречаются через 500 лет после трагедии Орлеанской девы в ирреальном, мистическом пространстве. И вновь, пытаясь вспомнить и осмыслить события прошлого, не дают ответа ни на один вечный вопрос. Но и через 500 лет Жанна повторяет свой путь, уходя от воспо-минаний и разговоров в огонь. Завораживает сценография спектакля – на подмостках огромный хор в монашеских черных костюмах, за ним крест, то кроваво-красный, то черный, изображение его на экране двоится, троится... Столь неожиданное и оригинальное представление ярославский зритель встретил очень тепло. Зал Волковского театра, заполненный до отказа, бисировал стоя. «Мистерия», созданная за несколько дней, выдержала главный экзамен – зрительский, получив хорошую оценку и множество цветов. Фестиваль «Преображение» завершен, его создатели начинают подводить итоги. Надо отметить, что такое сложное и многотрудное мероприятие, как фестиваль, музей-заповедник в двенадцатый раз проводит на высоком профессиональном уровне. Трудно было создать такой яркий, такой ярославский праздник, но только его организаторы знают, как тяжело из года в год дер-жать его высокую планку. Признаем, что ни один наш музей за всю историю не добивался таких успехов на поприще проведения праздников, выходящих за рамки города. Мы ждем «Преображения» каждое лето – а это значит, праздник прочно вошел в жизнь Ярославля.