Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 11 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/45799/

Компьютер вместо мольберта

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Художественный музей, рачительно сохраняя историческое наследие, все решительнее вторгается в мир современных технологий. Прочно встав на позицию «В карете прошлого далеко неуедешь», музеологи раз заразом не перестают удивлять завсегдатаев вернисажей.


Едва стихли страсти и споры вокруг прошлогодней выставки нового британского видеоарта «ЭлектроZемля» (судя по тому, что многие из пришедших намедни в Губернаторский дом с удовольствием вспоминали именно этот проект и даже проводили параллели с проектом нынешним, новаторское искусство пришлось ярославцам по вкусу), как в залах на набережной всех ожидал новый сюрприз. Трио из Нидерландов – Илкоо Бранд, Колин Петерс и Томас Баккер – пригласило всех желающих познакомиться с «Электро/Живописью». Лидер группы Илкоо Бранд уже более пяти лет принимает участие в проектах, связанных с продвижением медиаискусства в массы. С этим новатор-ским направлением уже имели возможность познакомиться в Японии, США, Италии. Однако в Россию выбрался впервые, и, что приятно, сразу в Ярославль. Утерли мы, провинциалы, нос зазнайкам-москвичам – они-то увидят «Электро/Живопись» только в октябре. Нидерландский художник, судя по всему, страстный экспериментатор. Авангардное развитие новых форм живописи и изучение новых технических средств привели его в популярную на Западе среду, открытую для создания видео и медиаискусства. Он работает одновременно в живописи, компьютерной графике и 3D-анимации. Чисто визуально это выглядит так. В выставочном зале вместо привычных картин полукругом расположились компьютеры. Каждый из них демонстрирует свою движущуюся картинку. Сюжет может быть абсолютно любой. Один экран показывает нам, как могут вести себя привычные предметы – стулья, ковер, чайная пара, – если вдруг комната, в которой они находятся, окажется в невесомости. Зрелище завораживающее! Причем, сколько ни наблюдай, балетные па предметов не повто-ряются. На соседнем экране – ожившая детская игра-считалка «море волнуется – раз, море волнуется – два»: надкушенный апельсин луны повис над бушующим ночным океаном. Для создания полноты ощущений – запись плеска волн и шума прибоя. Автора, очевидно, завораживает процесс исследования движения как такового – будь то движение машины по ночному шоссе, движение предметов или движение воды... Приятно то, что арт-объект как бы сам по себе дистанцируется от зрителя. Ты можешь отойти от экрана в любую минуту и прервать просмотр. Но при этом постоянно хочется еще раз обернуться и бросить хоть один беглый взгляд на картинку: вдруг там появилось что-нибудь новенькое? Автор, чье присутствие практически не ощущается, тем не менее привязывает тебя невидимыми нитями твоего же собственного любопытства. Зритель никогда не будет уверен, что тот фрагмент, который он пропустил, не окажется главным в понимании этого произведения. И эта не озвученная вслух интрига завораживает. – Современное искусство апеллирует не к созданию новых форм, – считает куратор проекта Ирина Реховских, – а скорее к новому способу употребления уже известных образов. Повседневность, помещенная в выставочное пространство, заставляет и зрителя изменять шкалу привычных ценностей. При этом произведение воспринимается как знакомый текст, но создание нового контекста подразумевается. А собравшиеся поучиться уму-разуму у нидерландцев ярославские дизайнеры и компьютерщики спорили о другом. Искусство это или все-таки навороченный дизайн? Илкоо Бранд настаивал на первом, ярославцы склонялись ко второму.