Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 11 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/45801/

ГАЗЕТНЫЙ КИОСК

рубрика: Культура
Автор: Ольга ЛАПШИНА.

Сразу несколько ведущих газет и журналов Германии отказались следовать реформе немецкого языка, которую провозгласило федеральное правительство, сообщают «Известия». Стоящие во главе «бунтовщиков» крупнейший издательский концерн Axel Springer AG и журнал Spigel заявили о возврате к традиционной грамматике «из уважения к будущим поколениям». Решение о проведении реформы принималось руководителями германоязычных стран – ФРГ, Австрии, Швейцарии и Лихтенштейна, а также представителями государств, где компактно живут немецкие меньшинства, – Италии, Румынии и Венгрии. Они планировали завершить реформу в августе 2005 года. По мнению немецких журналистов, новые правила правописания, введенные при поддержке канцлера Герхарда Шредера, «ухудшили ситуацию с немецким языком и привели к массовой путанице». Опросы показывают, что их знают лишь 38 процентов жителей Германии. Большин-ство писателей, в том числе нобелевский лауреат Гюнтер Грасс, с самого начала объявили бойкот новой грамматике. В Нижней Саксонии начался сбор подписей избирателей для того, чтобы заставить местные органы власти отказаться от дальнейшего проведения реформы. Новые правила орфографии многие в стране называют «самым сомнительным достижением канцлера». Но как выразился Карл Блюм, глава межнациональной комиссии, которая внедряла новые нормы немецкого языка в Австрии, «в конечном итоге орфографические ошибки, допущенные даже в официальных бумагах, никоим образом не меняют их содержания». Так что в большинстве государств, где используют немецкий язык, люди получили право самостоятельно решать, какие – новые или старые – правила правописания применять. А вот в Германии вопрос о правописании слова «schifffahrt» (прогулка на корабле) – две или три буквы f – разделил общество пополам. Сторонники возврата к старой письменности ссылаются на опыт газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung. В 1999 году ее журналисты, как и вся страна, перешли на новую орфографию. Но не выдержали и через год вернулись к прежнему правописанию.


* * * О знаменательной дате в истории библиотеки Вольтера рассказывает «Труд». 225 лет назад, в августе 1779 года, в Санкт-Петербург было доставлено собрание книг, принадлежавшее великому философу. Вскоре после его смерти Екатерина II писала барону Гриму: «Зачем вы не завладели его телом, и притом от моего имени? Ручаюсь, что ему была бы у нас воздвигнута великолепная гробница. Но если у меня нет его тела, то... купите его библиотеку и все, что осталось от его бумаг». Сохранилась расписка племянницы философа, в которой говорится: «По особому распоряжению императрицы всероссийской я получила деньги в сумме 135 тысяч ливров, 4 су, 6 денье за библиотеку покойного Вольтера, моего дяди». Цена была царская – тройная. 6902 книги с экслибрисами Вольтера упаковали в 12 огромных ящиков и доставили адресату. Ныне это одно из ценнейших собраний Российской национальной библиотеки. * * * Новая книга Патриарха Московского и всея Руси АлексияII, изданная к его 75-летию, называется «Войдите в радость Господа своего. Размышление о вере, человеке и современном мире». Она интересна не только священно-служителям, но и светским читателям, пишет «Комсомольская правда». Для некоторых разъяснения патриарха опровергнут многие бытующие представления о церковных установках. О борьбе с предрассудками: «Цель жизни верующего человека – спасение, а не избавление от сглаза и порчи... Угождение Богу вовсе не в сжигании свечей в храме... Нет в Церкви понятий «свеча за здоровье» и «свеча за упокой», как бы ни было при этом страшно потерять часть дохода от продажи свечей». О приметах: «Если Богу угодно что-то открыть тебе, Он сделает так, что ты сразу поймешь. Чего только не придумывают! Какой рукой следует свечку передавать. Или – нельзя одну свечку от другой зажигать, чтобы чужую беду не подхватить. Все это вымысел и никакого отношения к вере не имеет. Еще говорят, что, если человек потеряет нательный крестик, надо ждать беды. Это тоже я отношу к суевериям. Крестик можно ведь и возобновить».