Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 23 сентября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/45972/

Черные плутни купца Вольпоне

рубрика: Культура
Автор: Анатолий СМИРНОВ.

Черные столы, черные стулья, черное ложе с белыми завесями, которому больше подходит название смертный одр, на заднем плане стена с белыми портьерами, тусклые светильники, и среди этих мрачных декораций, как призраки из средневековья, вереницей проносятся расплывающиеся в сумраке фигуры – так начинается спектакль драматического театра Балтийского флота по пьесе классика английской драматургии Бена Джонсона «Вольпоне, или Лис».


Созданная 400 лет назад комедия Джонсона в трактовке санкт-петербургского театра подобна вспыхивающему в подсознании цветному сну о прошлом, раскрывающему разуму то мерзкое и двуличное, что есть в нашей настоящей жизни. Напоминающий нынешних российских нуворишей купец Вольпоне (Владимир Филиппов), скопив с помощью, говоря современным языком, уголовно ненаказуемых обманов некое состояние, задумал новую аферу и приехал в богатую Венецию. Для осуществления своего замысла он вызволяет из тюрьмы молодого пройдоху Моска (Владимир Ладанов), выкупив его долговую расписку. Сам Вольпоне – скряга, деньги и сокровища для него являются смыслом жизни. Но он умен и давно понял, что богатство дает власть над другими людьми, одержимыми страстью стяжательства. Причем для осуществления этой власти, если проявить хитрость, даже не надо тратиться. – Дукаты не тревожь, – поучает Вольпоне ставшего его слугой Моска, который считает, что для удовлетворения желаний надо покупать все за деньги. Однако хозяин доказывает, что надо сделать все, чтобы люди сами их давали. Распространив слух, что он неимоверно богат и не имеет никаких родственников, Вольпоне притворяется смертельно больным. И тут же вокруг него начинается «пляска завороженных зверей» – венецианцев, якобы проявляющих к умирающему сострадание, но в действительности желающих просто попасть к нему в завещание. Здесь и тихий ханжа нотариус Вольторе (Вячеслав Горовой), чтящий букву закона, но отрицающий его дух. И одержимый ревностью купец Корвино (Андрей Смирнов). И неимоверно скупой, одевающийся в полунищенское платье богатейший ростовщик Корбаччио (Александр Козлов). Жажда денег пересиливает в них все: их страсти и принципы, присущую им всем осторожность, потому что алчность делает людей глупыми. С помощью Моска, который один посвящен в суть аферы, Вольпоне раскручивает своих жертв, не подозревающих, что их низость столкнулась с еще большей низостью на очень дорогие подарки. Но Вольпоне мало облапошить людей. Испытывая ненависть и презрение к ним, он желает их унизить, втоптать в грязь. Вольпоне добивается, даже того, что ревнивец Корвино приводит к нему на ложе свою жену, молодую и наивную Коломбу (Наталия Кириллова), а Корбаччио с той же целью, поверив в близкую смерть мнимобольного, пишет на него завещание, лишая наследства своего сына капитана Леоне (Сергей Горчаков). Но тут начинает играть свою партию Моска, который тоже плут, но не подлец. «Брать скрягу в западню моя специальность», – так он характеризует себя. Обманывать Леоне, честного и грубоватого вояку, обижать наивную Коломбу Моска не желает и раскрывает капитану глаза на уже выходящие за рамки закона козни хозяина. Леоне добивается суда над Вольпоне, но тот находит защитников в лице жаждущих стать его наследниками: Вольторе, Корвино и Корбаччио с помощью лжесвидетельств добиваются его оправдания. Вольпоне хочет растоптать их окончательно, хочет увидеть их лица, когда они узнают, что их надежды на наследство рухнули. Он пишет завещание на Моска и приказывает объявить себя умершим. Но презрение и ненависть к ближним тоже порождают глупость. Увидев крах надежд, и Корвино, и Корбаччио в отчаянии признаются Судье (Федор Копосов) в своих подлых помыслах и действиях, козни Вольпоне вскрываются перед правосудием, и если бы суд не признал его мертвым, быть бы ему вздернутым на виселице. Моска становится богатым, возвращает обманутым их подарки, отпускает с миром обнищавшего Вольпоне и призывает всех на пир. «И пусть никто и никогда не говорит нам больше о деньгах!» – восклицает он в финале. Но, очевидно, Моска не слишком долго будет веселиться, растрачивая полученные плутовством деньги: что легко приходит, легко и уходит. А Вольторе, и Корвино, и Корбаччио, и, конечно, обедневший, но не изменившийся Вольпоне снова и снова будут искать богатства. Как эта давнеисторическая Венеция похожа на наш мир. И персонажи, списанные с жителей зачинающей эпоху капитализма Англии семнадцатого века, похожи на многих из нас, сделавших смыслом своей жизни добывание денег, а ее стилем – лицемерие и подлость. Плутовство, возведенное в ранг общественной идеологии, в ранг государственной политики, – вот личина сегодняшней жизни. И никак лицемерящие и подличающие не желают понять, что роют сами себе яму, как вырыл ее купец Вольпоне. Постановщику спектакля, главному режиссеру театра, заслуженному деятелю искусств Латвии Юрию Николаеву удалось собрать удивительно ровный ансамбль исполнителей, отличающихся высокой театральной культурой. Кроме вышеназванных актеров это и Дарья Худякова, сыгравшая Канину, и Елена Чижова с Ольгой Бережной, сменявшие друг друга в роли служанки. Все актеры решают режиссерскую задачу безошибочно, не делая практически ни одного лишнего жеста, ни одного лишнего мимического движения, не допуская ни одной фальшивой интонации. Причем эти интонации абсолютно лишены театрального шаблона, подслушаны в окружающей нас жизни, поэтому, наверное, спектакль и звучит по-современному. Очень жаль, что санкт-петербургский театр за два дня гастролей представил в Рыбинске только одну пьесу для взрослых. Но местные театралы надеются – это не последняя встреча с высокопрофессиональной труппой.