Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 30 января 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/45993/

«Королевский жираф» под российским соусом

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

На сцене – только мужчины, в зале – только женщины. Ах, как хотелось бы именно такими словами начать этот материал! Согласитесь, звучит. Но здесь заранее придуманный шаблон не сработал: и на сцене вдруг, вопреки ожиданиям, появилась женщина (и какая! – но об этом чуть позже), и в зале ТЮЗа почти треть жаждущих зрелищ (можно без хлеба) составляли мужчины.


Что бы вы мне ни говорили в данной ситуации о подсознательной тяге сильной половины человечества к высокому искусству, не поверю. Все шли смотреть, признайтесь, на голого Марата Башарова и столь же неодетого Гошу Куценко. (Первого мы любим и знаем по «Сибирскому цирюльнику», второго знаем по «Антикиллеру», рекламе мятных таблеток и реплике «Прими картинку» из рекламы современных мобильных телефонов.) Так вот, о мотивах похода в ТЮЗ. Желание оценить гипотетического соперника? Возможность выгулять свою прекрасную половину (что, к слову, недешево: 800 рублей за билет на одного, 50 рублей программа, вояж в буфет – насколько позволит кошелек)? Нет ответа и не будет. По крайней мере откровенного. Такое засилье сильной половины человечества удивило и актеров: когда в одной из финальных сцен свет дали в зал, то заготовленную фразу «Милые леди!» пришлось дополнять автоматически «...и джентльмены». Но это – далее, а пока... Что мы имеем пока? «Ladies night. Только для женщин» – комедия-шоу, «написанная на грани мюзикла и драмы, изящного бесстыдства и глубокого психологизма» (сообщаю, что эта фраза нагло списана мною из рекламного листка). Что есть на самом деле? История молодых людей (судя по именам – американцев), которые работали себе на металлургическом предприятии, не тужили, пили по вечерам в баре и развлекали в меру своих мужских способностей кто девушек, кто женушек. И вот предприятие закрылось, они остались на улице. Как и положено мужчинам, год пытались осознать, что же это такое с ними произошло. Конечно, пили. Однажды попалась им на глаза реклама шоу для женщин. Герой Гоши Куценко быстро прикинул, сколько на этом можно заработать: 200 долларов за вход с каждой, усадить в зале человек 60, пять дней в неделю плюс два выходных – получается 6 тысяч баксов. А их как раз шестеро. Легко разделить... Это ж какие деньжищи получаются за час позора! Дальше все по тексту. Они тренируются, ругаются, чуть не перевоплощаются в трансвеститов, но в результате – але, оп! И тетки у ног моих сели. (Нет, пожалуй, легли!) Финальный туш. Это сюжет вкратце. На самом деле действие развивается на протяжении трех часов, и, учитывая полновесный стриптиз в финале, свои деньги мальчики отрабатывают честно. Не могу сказать, что этот спектакль «на грани мюзикла и драмы», как утверждали составители рекламных проспектов. В чем драма? В том, что актеры абсолютно бесстыдно ругаются со сцены матом? В том, что девять десятых соленых шуток, вызывающих неизменный шквал аплодисментов в зале, расположены в зоне ниже пояса? Самая приличная из них (та, что можно процитировать): «Лучше иметь фаллический символ, чем символический фаллос». Остальные – в том же ключе, только нецензурно, а для непонятливых зрителей все подкрепляется соответствующими жестами. Конечно, зрители – все люди взрослые и давным-давно знают, что процессу рождения детей предшествует не менее увлекательный процесс зачатия. Но все-таки мат со сцены коробит. А как вам понравится такое открытие? «Стоит только захотеть, и любая женщина окажется у наших ног. Главное – попасть ей в челюсть». Лично мне захотелось тут же ответить автору этих строк аналогичным действием. А девушки в зале ничего, смеются. Есть и перл с социальным (националистическим, политическим – видите, как он многолик!) подтекстом. Оказывается, в том, что герои пьесы остались безработными, виноваты... «евреи, масоны и чернож...е». И в этом месте зал не смолчал – тот же хохот, те же аплодисменты. Грустно, господа! Что это я все о грустном? Были и очень приятные моменты. Например, появление актрисы Людмилы Артемьевой, которую узнала наконец вся страна в роли главной героини сериала «Таксистка». Здесь она выступила в роли балетмейстера стрип-шоу, заодно проявила себя активным борцом против пивной рекламы (первый монолог), страстным искателем вечного и доброго в глубинах души каждого из зрителей (второй монолог). Что было по-настоящему смешно, так это костюмы и поэтапный процесс превращения откровенного похабства посредством пластики в приличный стриптиз. Дабы не томить, отвечу на немой вопрос. Да, стриптиз был. Да, актеры раздевались. Да, полностью. Вам нужны подробности? Вы что, никогда голых мужчин не видели? Ладно, так и быть: и Куценко, и Башаров действительно очень прилично выглядят как в костюмах, так и без оных. Еще подробности? Нет уж, увольте. Справедливости ради в итоге замечу: такого зрелища Ярославль до сего дня не видел. Режиссеру-постановщику, модному нынче московскому творцу Виктору Шамирову удалось переплести театр и атмосферу ночных клубов так тесно, что уже трудно решить, где место для этого зрелища. Для клуба – слишком много текста и какой-никакой, а присутствующий психологизм. Для театра – очень уж много похабщины. Можно поспорить и о том, что на самом деле нужно современному зрителю. Оба дня ТЮЗ (а это без малого 800 мест) был набит под самую крышу. Причем абсолютное большинство зрителей были явно не театральными завсегдатаями – это видно и по одежде (ее на некоторых посетительницах было почти столько же, сколько на Куценко и Башарове в момент исполнения стриптиза), и по манере поведения, и по репликам: «Ну что, теперь в клуб?» Если такой «спектакль» может вернуть публику в театр, так, может, ну их, Шекспира и Гольдони? А если останется один мужской стриптиз, так стоит ли вообще идти в театр? «Арканзасские олухи» полтора века назад, если верить Марку Твену, после аналогичного зрелища таки поняли, что их надули.