Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 14 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/46354/

Альберт рифмуется с мольбертом

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Этими словами начинается дружеская эпиграмма, адресованная известным карикатуристом Борисом Холмовским своему другу – художнику Альберту Шилову. Последний стал намедни героем дня: в выставочном зале имени Нужина у него открылась персональная выставка, приуроченная к 50-летию.


Впрочем, многочисленные присутствующие на вернисаже шутливо поздравляли Альберта Шилова... с 25-летием, мотивируя эту цифру тем, что в душе художник по-прежнему молод. Вполне соответствует этому состоянию души и юношеская влюбленность автора в жизнь, что было отмечено даже городским «культурным» начальством. Надо отметить, что прошедший вернисаж менее всего соответствовал церемониальному, паркетному мероприятию, проводимому для галочки. Без натуги и ложного пафоса Альберта Шилова поздравляли поклонники его творчества, коллеги по цеху. Искусствовед Лариса Полушкина отметила, что самое время заявить о «парадигме Шилова», то есть о целом новом культурном пласте, появившемся в городской жизни благодаря юбиляру. В ответ на заслуженные комплименты герой дня стыдливо прятался за букетами цветов и оправдывался: – Сколько я готовился к ответной речи, а вот, как дошло до дела, и двух слов связать не могу. Я искренне считаю, что мои работы не заслуживают такой восторженной оценки. Но мое отношение к тому, что я делаю – это моя Голгофа, и ее я всегда ношу в себе. Прибывшая на вернисаж гостья из Англии («она хоть бывшая, но подданная русская», как написал в свое время Олег Митяев) с трудом сдерживая слезы, произнесла: – Поверьте мне, только из-за границы понимаешь, насколько Альберт – русский человек. Он на своих полотнах «законсервировал» эту «русскость», ее сущность, ее непостижимую душу. И только здесь, среди картин Альберта Шилова, я чувствую, что я действительно в России. Из этого эмоционального признания не стоит делать поспешные выводы, будто художник, являясь певцом «русскости», изображает на своих полотнах «то березку, то рябину, куст ракиты над рекой». Он действительно пишет природу – и березки, и рябины, и ракитовый куст присутствуют на его полотнах, но в столь преображенном виде, что не стоит даже задаваться целью обнаружить нечто подобное в соседнем лесу. Если подняться на поэтическую платформу автора, то можно на полном серьезе говорить о душах деревьев, философии камней, настроении снега, влюбленности солнечного луча... Парадигма Шилова заключается в том, что изображенные им неодушевленные предметы, впитав частичку души художника, не просто меняют свою сущность – они заставляют меняться окружающее их реальное пространство. Не зря многие из поклонников творчества Альберта Шилова говорят об арт-терапевтическом эффекте его картин. Его противники, в свою очередь, обвиняют художника в излишней декоративности. Но какой смелостью, каким ярким видением мира надо обладать, чтобы небо окунуть в желтую краску, на поле щедро плеснуть малиновый сироп, снег расцветить всеми оттенками сиреневого, и сделать это так стильно и вкусно, что зритель невольно забывает о том, как все это выглядит в действительности, и начинает смотреть на окружающий мир глазами автора. Редко какому стороннику реалистичной живописи удается достичь столь поразительного эффекта. Почерк Шилова неповторим. Художник не ищет себя, в этом нет нужды. Он удивительно цельная, яркая натура. А еще он настоящий, без позер-ства и прикрас. Как, собственно, и мир, в котором он живет и который воспевает на своих полотнах.