Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 15 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/46375/

Раскурят ли «трубку мира» бывшие однокашники?

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Кто в филармонии самый главный? Не считая слушателя как такового, без чьих ушей самый красивый звук останется гласом вопиющего в пустыне, главнее всех в ее стенах все-таки музыка и те, кто ее играет. Вокруг этого очевидного и даже банального «общего места», как ни странно, всю осень горит сыр-бор в стенах ярославской областной концертной организации. После боевого клича «Караул, грабят!», прозвучавшего на днях на пресс-конференции руководителя академического губернаторского симфонического оркестра Мурада Аннамамедова, наступило затишье, какое бывает перед грозой.


Как водится, скандал окружен разноречивой народной молвой о его причинах – деньгах, изъятых директором Леонидом Фрадкиным из заработков ЯАГСО на погашение филармонических долгов. Наша публикация со скромной задачей рассказать о ходе и атмосфере встречи Аннамамедова с журналистами («В филармонии делят деньги», «СК» за 8 октября), понятно, не затронула многих важных неясностей, связанных с правовыми и финансовыми взаимоотношениями ЯАГСО и директора филармонии. Слово тут за учредителями – департаментом культуры и туризма, а их-то голоса на пресс-конференции как раз мы и не услышали. С просьбой прояснить вопрос мы уже в день выхода номера обратились к первому заместителю губернатора области Ирине Скороходовой и директору департамента Юрию Иванову. И получили вежливые отказы, с почти одинаковым объяснением: дескать, давайте повременим, во всем разберемся сами и уж тогда... Что ж, пока наши будущие собеседники «дозревают», воспользуемся предложением к журналистам, сделанным на пресс-конференции самим маэстро: проникнуться текстом положения «О Ярославском губернаторском симфоническом оркестре». Последовать совету тем интересней, что свой пламенный монолог оратор построил, сильно упирая на этот документ, вступивший в силу 1 января 1997 года. Кстати, и подписан он тогдашним директором департамента культуры Скороходовой. Итак, в документе указано, что ЯАГСО выполняет представительские функции на официальных мероприятиях областных властей. Есть там пункт и о патронаже губернатора. Но в целом текст положения все больше напоминает красивый воздушный замок, зависший над новыми жизненными реалиями. Целый раздел его посвящен «госзаказу». Он равен сейчас 36 программам на сезон. К слову, в прошлом сезоне ЯАГСО сыграл 55 – 60 концертов при сплошных аншлагах. Заработал 1 млн. 188 тыс. рублей. А годовая прибыль великого труженика составила смехотворную сумму в две тысячи целковых. Говорит она только о том, что симфоническому оркестру без меценатов и спонсоров не прожить. Но мы-то, собственно, хотели о другом. Кто кому заказывает музыку? Главный дирижер Аннамамедов – самому себе? Департамент – оркестру? Но какой такой «госзаказ» может быть в стенах бюджетного учреждения, если на содержание его идут деньги из кармана налогоплательщиков? Или вот такой вопрос. Если оркестр удостоен почетного наименования «Губернаторский», но пребывает при этом в составе филармонии на общих основаниях, а не как самостоятельное юридическое лицо, то почему обычная норма концертов начинает называться столь возвышенно – «госзаказ»? Музыканты Аннамамедова, чтоб все знали, деньги лопатами не гребут. Их средний месячный заработок составляет около пяти-шести тысяч рублей, не считая премиальных. Но как сказал один из наших старых знакомых оркестрантов: «Вы думаете, премиями нас завалили? Таки нет. Причем учтите, если костюмы наши от спонсора, то струны, канифоль покупаем из соб-ственного тощего кармана». Все так, тем не менее не стоит в очередной раз сочув-ствовать бедным-бедным музыкантам, что «горбатятся за гроши». Их труд оценивается двойной бюджетной надбавкой к ставке Единой тарифной сетки. Опять же не из-за того, что оркестр – губернаторский, а потому, что носит он звание академического и способен обеспечить высокопрофессиональное исполнение любого классического и современного репертуара. Не ущемлен ли ЯАГСО в чем-нибудь другом? Может быть, не хватает ему в стенах филармонии жизненного пространства? Мы спросили об этом директора Фрадкина. Он показал схему помещений филармонии. Большинство из них для наглядности закрашены в зеленый цвет. ЯАГСО использует больше 260 квадратных метров, 90 процентов всех полезных площадей. К слову, с весны оркестр да и вся филармония сидят на чемоданах в предвидении ремонта кровли, что, как нетрудно догадаться, еще больше накаляет обстановку. По рекомендациям специалистов назначили было ремонт на лето. Потом все переиграли. По планам департамента работы начнутся «с наступлением зимнего периода». Куда переведут оркестр, до сих пор неизвестно. Ни один человек ни в филармонии, ни в департаменте не смог внятно объяснить нам, по какой причине не было использовано самое удобное для ремонта летнее время, пока оркестр был в отпуске. Гром не грянет, мужик не перекрестится? Это, впрочем, другая тема, пока же не миновать двум талантливым людям – Мураду Аннамамедову и Леониду Фрадкину сесть за стол переговоров и раскурить «трубку мира». Только пусть вспомнят, с чего год назад все начиналось. Маэстро рекомендовал в директора «блестящего московского менеджера» Фрадкина, а тот ответил согласием главным образом потому, что в Ярославле «есть первокласс-ный оркестр». Наилучший вариант, наверное, – обойтись им без третейских судей. Не может быть, чтобы два однокашника Москов-ской консерватории, по студенческому обычаю до сих пор общаясь друг с другом на «ты», не могли договориться с глазу на глаз. * * * А департаменту культуры, оказывается, тоже найдется, чем заняться на данном миротворческом поприще. Когда готовились к печати эти заметки, редакции стали известны прямо-таки сенсационные результаты проведенной три года назад юридической экспертизы того самого положения «О Ярославском губернаторском симфоническом оркестре» 1997 года. Вот цитата из текста замечаний юриста А. М. Лисиной: «ЯАГСО является подразделением ЯОФ (Ярославская областная филармония. – Ю. Н.). Интересы оркестра представляет директор филармонии. Об оркестре как о самостоятельном обособленном субъекте гражданских правоотношений можно говорить, если он будет юридическим лицом, филиалом или представительством филармонии». И – краткое заключение. Смысл его в том, что этот вариант положения с точки зрения закона «утвержден быть не может».