Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 19 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/46424/

«В сияньи ночи лунной...»

рубрика: Культура
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА.

«Васса» берет зал сразу и не отпускает до конца. Для многих зрителей Волковского фестиваля спектакль Горьковского МХАТа стал откровением. Открытием Горького как нашего современника. И открытием Дорониной как великой актрисы.


Для актерских созданий Дорониной характерен пронзительный мотив всепоглощающей, исключительной любви, становящейся источником величайшего блаженства или нечеловеческих страданий. Хотя Доронина везде и всегда разная, неизменными остаются трагические ноты – результат дисгармонии жизни, несбыточности мечтаний и любви, пламень которой прожигает насквозь. Васса – Доронина часто подходит к граммофону. Ставит любимую пластинку. Звучит знаменитая ария Собинова из «Искателей жемчуга» – «В сияньи ночи лунной тебя я увидал...» И кажется, что сердце Вассы беззвучно рыдает, воскрешая юность, и столь же безмолвно оплакивает несбывшееся. В душе Вассы – Дорониной нет хищной тьмы, «звериности», нет темницы, а есть Свет. Это неожиданно и ново. В этой душе, как и в душе всего спектакля, живут неожиданная пушкинская элегичность, светлая и томящаяся печаль. И тоска по совершенному, цельному миру, тоска о несостоявшемся единении с людьми, с близкими и единственными душами. То, чему мы становимся свидетелями, – медленная агония богатырши, переживающей крушение всех своих надежд. Разговор с Татьяной Васильевной нетороплив и обстоятелен, она собеседник отзывчивый, чуткий и заинтересованный в самой сути нашей беседы. – Как вы оцениваете публику Волковского? – На «Вассе» у публики особое, затаенное дыхание. Мне по душе зритель в Волковском, его необыкновенная чуткость. Публика умная, умеющая слушать сердцем и – благодарная. – В чем, на ваш взгляд, современность пьесы? – Горьковские характеры – своеобразные символы нынешней жизни. И то, что сын Вассы за границей, – сегодняшний знак, и то, что дочери не удались: одна нездорова психически, другая развращена. Наш спектакль вызывает сильный отклик в зрительном зале. Горьковская Васса – ко времени. Нынешняя женщина существует очень активно и в политике, и в бизнесе. Зачастую женщины добиваются успеха гораздо более сильного и яркого, чем мужчины. Нужно пройти через боль и страдание и вести не хозяйство, но дело, а это – должность на земле. Дело, которое прежде всего работает на Россию. Это подвластно сегодняшним женщинам так же, как когда-то было подвластно Вассе. К счастью, «есть женщины в русских селеньях». * * * Перед спектаклем Татьяна Доронина вместе с актерами возложила цветы к памятнику Волкову. Для нее это – миссия, а не протокольная обязанность. – Русский реалистический театр имеет сердце, и оно – на Ярославской земле. Волков-ский фестиваль необходим, чтобы русский психологический театр продолжал свою жизнь. Сегодня идет экспансия низкопробной продукции – на книжных прилавках, на теле и киноэкранах, на эстраде и, увы, на сцене. Волковский театр – одно из тех явлений, которое удерживает культуру от дальнейшего разрушения. Возле памятника состоялась встреча актрисы со студентами Ярославского театрального института. Она всматривается в лица, с каждым успевает поговорить о его работах. Студенты засыпают Доронину вопросами, ее мастер-класс они видели на спектакле. Чуть позднее я спросила у Татьяны Васильевны, какое впечатление произвели на нее наши студенты. – Они очень милые. Я поинтересовалась, какие дипломные спектакли они играли и готовятся играть. Они осваивают классику и современность. Показывали на втором курсе отрывки из моих любимых спектаклей «104 страницы про любовь», «Женщина с цветком и окнами на север» Радзинского, Арбузова и Володина. Готовят к выпуску «Грозу» Островского. Понравилась Катерина – у нее хорошие глаза. Думаю, если эта девочка будет должным образом работать над собой, она сможет добиться успеха. И Кабаниха хорошая. Очень важны школа, сохранение традиций, движение к реализму. Я поставила недавно «Прощание в июне» Вампилова. Один из героев пьесы признается, что всю ночь стоял в очереди за пластинками Баха и Бетховена. Нынешним молодым это показалось бы сумасшествием. А мне кажутся сумасшествием миллионные тиражи неисчислимой когорты авторов детективных и любовных сериалов. Это не культура, а макулакультура. – Что ставит сегодня МХАТ имени Горького? – Внуки Товстоногова, молодые режиссеры ставят «Руслана и Людмилу» Пушкина. Музыка Глинки, жанр спектакля – поэма. Не мюзикл, а высокое зрелище, добрый и светлый молодежный спектакль. К 60-летию Победы режиссер Юрий Аксенов готовит «Годы стран-ствий» Алексея Арбузова. Его пьесы надо ставить, и ранние, и поздние. Он всегда был хорош – и «Старомодная комедия», и «Сказки старого Арбата», и «Жестокие игры», и «Мой бедный Марат». Я очень жалела, что не сыграла Лику в «Моем бедном Марате», но Товстоногов не увидел меня в этой роли и не поставил «Марата» вообще. – Как вы оцениваете перспективы жизни нашей? – Сегодня происходит планомерное и последовательное уничтожение культуры, традиций развития образования и науки. Как следствие – деградация поколения и народа в целом. Цветы, которые мы возложили к памятнику Волкову, полчаса не пролежали. Я проезжала мимо, и уже цветов не было у памятника. Украли. В центре народного досуга – водка. Помните, когда-то Александр Блок, оценивая тревожное время, сказал пророческие слова: «Отклонилась стрелка сейсмографа». Другой поэт продолжил: «Качают страшный мир смутьяны...» Сегодня, как и сто лет назад, идет раскачка России. История повторяется. Лет через двенадцать грядет грозный и еще более разрушительный новый семнадцатый...