Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 22 октября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/46539/

Под чистыми звездами

рубрика: Культура
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА.

Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова привез на Волковский фестиваль единственную в своем роде современную российскую пьесу – комедию Ксении Драгунской «Яблочный вор». На улице – непогода, снег, дождь, ветки деревьев тонкой графической вязью рельефно выступают за окном. Оконная рама плачет осенне-зимним дождем и моросью, туманом и ливнем. Герои мерзнут – не от холода, а от одиночества, стынут в пустоте и заторможенности. Но от сцены к сцене и героям, и зрителям становится теплее – поток лирических признаний в любви, стихотворений в прозе не иссякает. Сейчас так не говорят или если говорят, то крайне редко.


Режиссер Татьяна Казакова в пьесе Ксении Драгунской услышала эти поэтические признания, обнаружила близкие ей интонации. В этом поэтическом спектакле мягкими акварельными красками отзывается портрет Времени 60-х или самого начала 70-х, портрет молодости, похожий на выплеск лирической стихии. Герои спектакля – выпускники Литературного института, по призванию поэты, художники, любящие, мыслящие, одержимые и... мучительно рефлексирующие. Однокурсники Ани Фоминой Сергей Степцов и Петя Еловецкий влюблены в нее со вступительных экзаменов. Прошло одиннадцать лет. Степцов стал бизнесменом, Еловецкий улетел в Израиль и стал «перелетным евреем». Оба продолжают любить Аню. И произносят бесконечные монологи – концертные, тихие, громкие, эстрадные, лирические, сатирические. Это не «мильон терзаний» и не надрыв. Это те самые «дни затмения», о которых когда-то Александр Сокуров снял замечательный фильм. Вообще в пьесе и в спектакле множество узнаваемых цитат, а в названии «Яблочный вор» тихо дремлет «Вишневый сад». Лирический герой и предприниматель Сережа сходит с ума от любви. Это он – яблочный вор. У него с друзьями традиция – по осени воровать яблоки в огромном саду. И он готов погибнуть от выстрела садового сторожа. Два плана декораций – станки, трапы, мостки города и сухостой повалившегося кустарника, дачная мебель – недвусмысленно намекают на то, что и в тексте спектакля живет этот самый двойной смысл. Истории, которые рассказывают друзья, кажутся странными и абсурдными. («Полный бред. Мура собачья. Реализма ни на грош. А за душу берет».) Пьеса и спектакль тоже кажутся «полным бредом» и «мурой собачьей». Но за душу берут. Скрытый сюжет спектакля Татьяны Казаковой, не сразу дающийся, – рождение Поэта, Художника в каждом из персонажей. И как только поэзия вступает в свои права, она становится Ангелом-Утешителем и Спасителем – Любовь возвращается, приходит и осеняет своими крылами героев спектакля.