Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 04 ноября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/46745/

Это было модно и три века назад

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

К современной моде можно относиться сколь угодно легкомысленно – ее сезонные капризы к этому располагают. Но историческая мода, дошедшая до нас сквозь века в первозданном виде, невольно вызывает уважение. Неподдельный интерес к истокам, к русскому костюму год от года растет. Не случайно ярославский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох» за три года своего существования поменял статус с межрегионального на всероссийский и привлек в этом году внимание более двухсот художников-модельеров, искусствоведов и научных сотрудников из 26 регионов России!


Снарядихи-ляпачихи Если вы думаете, что играть в куклы – удел маленьких девочек, то глубоко заблуждаетесь. И лишнее доказательство тому – столпотворение взрослой и солидной публики на выставке «Кукла в русском костюме», которая открылась в рамках фестиваля в историко-архитектурном музее-заповеднике. Традиционные крестьянские куклы-закрутки, фигурки, сделанные из рогозы и осоки, утонченно прорисованные мордашки, выполненные в технике папье-маше... ...Вот каргопольские снарядихи. Их придумала Елена Дикова из Архангельской области. Снарядихами назывались ряженые в святочные вечера. Среди развлечений на русском Севере особой любовью пользовалась игра в «козу и медведя». Мужик, одетый в вывернутый наизнанку тулуп, изображал медведя. Баба-снарядиха, исполняющая роль козы, играла на балалайке. Считалось, что «наряд наоборот» способен отпугнуть нечистую силу. А выполнены эти необычные наряды в технике «ляпачиха». Ляпак – маленький, яркий лоскуток ткани, а лоскутное одеяло в Архангельском крае испокон веков величают ляпачихой. Не замечаете удивительного сходства со столь популярной сегодня и у нас в России, и особенно на Западе техникой печворк? …В руках у Татьяны Александровны Масловой колышется от малейшего дуновения невесомый ангел. Фигурка крошечная – от силы пять-шесть сантиметров. Выполнена полупрозрачная куколка из кружева, сплетенного на коклюшках. Сама Татьяна Александровна преподает кружевоплетение на художественно-графическом факультете в Орловском институте. Изготовление кружев для нее – и работа, и хобби, и любовь всей жизни. А вот куклами Татьяна Александровна увлеклась совсем недавно – «всего-то лет 15», по ее словам. На создание одного костюма уходит от двух суток (если творить день и ночь, не прерываясь на такие мелочи жизни, как сон и еда) до месяца. – Приносит ли этот кропотливый труд хоть какой-нибудь доход? – А как же! – смеется она. – Еще какой! Вот летом съездила в Москву на выставку, заработала сто долларов, 95 потратила на поездку в Ярославль... Пять долларов чистой прибыли! Малышня осваивает русские традиции Ожившими по волшебству куклами выглядели юные мастерицы-угличанки, с которыми мы познакомились в театре юного зрителя, где проходили конкурсные показы моделей русского костюма. Театр моды в угличском детском доме существует уже десять лет. – Начинали мы с малого, – говорит руководитель коллектива Нина Степановна Смольникова. – Сначала делали аппликации, мастерили фартучки-прихваточки. А потом девочки увлеклись, стали шить костюмы. После вступления во всероссийскую ассоциацию «Золотая игла», которая объединяет дет­ские театры моды, начинающие модельеры из Углича поднялись на более высокую ступень, и коллектив обрел свое имя – театр моды «Изюминка древнего Углича». На нынешний фестиваль они привезли целых две коллекции – «Ярославна» (по былинным мотивам) и «Лесные шалуньи» (современный костюм с этнографическими мотивами). Над нарядами к «Ярославне» девчата трудились целое лето – каждый костюм состоит из сотни деталей, выполненных в сложной технике гильоширования (выжигание по ткани). Хоть и привыкли девочки к любопытным взглядам и расспросам – не первый год углич­ский детский театр моды сотрудничает с местными туристскими фирмами, устраивая показы моделей русского костюма для гостей города, – а перед выходом на сцену волновались не на шутку. И совершенно зря, как оказалось. Их «Ярославна» была встречена «на ура!». Зато десятилетняя Наташа абсолютно спокойна. Для любой аудитории готова провести мастер-класс по ткачеству. Нисколько не реагируя на бесконечные вспышки фотокамер, девочка сосредоточенно что-то ткет на миниатюрном станочке. А ведь занимается этим малышка всего-навсего второй год! – Мои родители из Вьетнама, – отвечает она, не отвлекаясь от работы, – но мы живем здесь, в Ярославле. Я занимаюсь во Дворце пионеров и уже успела соткать салфетку, пояс и наволочку для подушки. Сейчас делаю сумочку. Половинка готова (видите, на коленях у меня лежит?), а это – задняя часть будет. Совсем нетрудно, если хотите, и вас научу... Полвека за ткацким станком До каких высот может дойти, постигая древнюю и кропотливую науку ткачества, маленькая Наташа, мы узнали, познакомившись с заслуженным деятелем искусств России Александром Яковлевичем Колесниковым (на верхнем снимке). Он традиционным узорным ткачеством занимается больше полувека! – Как же так, исконно жен­ское ремесло – и вдруг в мужских руках? – Да кто вам сказал такую глупость? – деланно возмущается Александр Яковлевич. – Еще языческие жрецы ткали себе обрядовые одежды, плели обереги... Это уж потом женщины перехватили инициативу и тут же стали жаловаться, как это нелегко. Свой собственный первый ткацкий станок Александр Яковлевич получил, когда ему было всего пять лет: «Наверное, мешал взрослым, путаясь в ногах, и они решили избавиться от меня именно таким оригинальным способом». В семье у Колесниковых испокон веков ткали все – прабабушки, бабушки, тетушки. Обучалась этому мастерству женская часть древнего рода Колесниковых еще в Смольном институте. Так что учителей у юного Саши было предостаточно. Сейчас он сам учительствует в Доме культуры в городе Кашире. Разработал авторскую программу «36 эпизодов жизни русской крестьянской семьи», один из них – обучение ткачеству. – Это очень тяжелый физический труд, поэтому детки у меня двадцать минут сидят за станком и ровно столько же лежат на спине, отдыхают. В это время не бездельничают, русские народные сказки учат. За пару лет и Бажова, и Ершова страницами наизусть цитировать могут. У Александра Яковлевича три высших образования: инженерное, искусствоведческое, журналистское. Однако душой прикипел он именно к истории костюма. Кроме ткачества освоил и резьбу по дереву, и золотое шитье, и бисерное низание, и жемчужное сажение... Всех тонкостей, с которыми приходится сталкиваться мастеру при изготовлении исторического костюма, и не перечесть. Однако что собой представляет костюм Северной Руси XIV – XVI веков, Александр Колесников постиг от и до, даже лекции по этой тематике за рубежом читает. ...Трехдневный всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох» из узкопрофильного, казалось бы, мероприятия, которое должно было бы заинтересовать лишь специалистов, превратился в настоящий праздник русской моды для всего города.