Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 06 ноября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/46805/

Красный день календаря мы отпразднуем не зря

рубрика: Культура

На следующей неделе Государственная Дума РФ пристально рассмотрит список имеющихся в стране выходных и праздничных дней, дабы убрать лишние и добавить недостающие. В частности, парламентариям не дает покоя 7 ноября, дипломатично именуемое с некоторых пор Днем согласия и примирения. Депутатам примирение вдруг стало отчего-то не по нутру, они предлагают его взять и отменить, а чтобы народ не особенно оплакивал потерянный праздник, тут же закрасить красным 4 ноября – День народного единства.


Поскольку разговоры об этом идут давно, холдинг РОМИР-Мониторинг провел в октябре опрос в 102 городских и сельских населенных пунктах во всех федеральных округах. Из 1500 опрошенных за отмену согласия и примирения высказалась лишь пятая часть (в основном это молодежь в возрасте от 18 до 24 лет). 77 процентов в целом выступают против. Корреспонденты «Северного края» не остались в стороне и спросили земляков, что для них значит 7 ноября и как они относятся к его возможной отмене. Михаил Хомутов, ветеран Великой Отечественной войны: – Октябрьскую революцию считаю даже не всенародным, а всемирным праздником. Отменить празднование 7 ноября – все равно что отменить открытие Америки. Мы не можем переписать историю за последние 80 лет. Революцию 1917 года совершили не большевики, а народ. Как можно отменить волю народа?! Советские люди отстояли свой выбор в Великую Отечественную войну. Я, сын кулака, в 16 лет добровольцем пошел на фронт. Как можно отменить 7 ноября? Это дикость, что такое может в голову прийти! Виктор Максимов, предприниматель, 38 лет: – В советские времена, когда нас, студентов, заставляли ходить на демонстрации 7 ноября и 1 Мая, большинство имело диссидентские убеждения и эти праздники не любило. Потом, когда дело Великого Октября умерло и страна стала строить капитализм, праздники потеряли смысл. Однако сейчас, когда все уже прочувствовали жестокость капитализма на собственной шкуре, что-то так и тянет выйти на площадь с красными знаменами и коммунистическими лозунгами. Я и мои друзья особо не бедствуем, но все равно, когда после научной работы в оборонных НИИ стоишь и торгуешь на рынке китайскими шмотками, то чувствуешь: какая-то в этой рыночной экономике лажа зарыта. Наталья Титова, ветеран труда: – Я в прошлом году на демонстрацию не пошла, уехала на дачу, так все мои подруги смотрели на меня как на изменника Родины. В этот раз, пожалуй, схожу. Зоя Федоровна Молоденкова, 85 лет, ветеран Великой Отечественной войны: – Для нас 7 ноября праздник, главнее даже Нового года, он каждый год наступает, а те события ведь всю жизнь изменили. Правительство стало другое, законы другие. Как это отменить такое событие в нашей истории? Раньше всегда этот день праздновали, а теперь здоровье не позволяет. Но 7-го телевизор будем смотреть. Вообще праздников сейчас столько, что работать людям некогда. Поотменять бы половину, а то и больше, хуже не станет. Но только не 7 ноября, это ж исторический день. Елена, 30 лет, работница промышленного предприятия: – В детстве я этот день очень любила, на демонстрацию ходила с родителями. Так интересно было, весело, настроение всегда приподнятое. А потом в школе, когда началась принудиловка, праздничный настрой прошел. Сейчас для меня это в принципе не праздник, никак мы его не отмечаем. Если отменят, жалко будет, что лишнего выходного не станет. Елена Зайцева, частный предприниматель: – На мой взгляд, 7 ноября – это праздник старшего поколения. У них он наверняка связан с их молодостью, полон приятных воспоминаний. Людям нашего поколения этот день уже не так близок и понятен, скорее это просто лишний повод отдохнуть, побыть дома с семьей. А если его упразднят, то мы просто лишимся одного выходного. Жаль, конечно, но сильно переживать по этому поводу мы не будем. Татьяна Куликова, научный сотрудник музея Максима Богдановича: – Я знаю и уважаю этот праздник, но как раньше его праздновали, не помню, на демонстрации меня не водили. Для моего поколения, в том числе для нашей семьи, это обычный выходной. У меня муж и дочка, которой четыре годика. Накануне, 6-го числа, мы идем с ней в Волковский театр на детский спектакль, 7го с утра тоже с ребенком едем гулять в парк на остров. Никакого торжественного застолья не будет. А чувства, которые мы испытываем в эти дни, те же, что и всегда: слава богу, что мы можем нормально жить и воспитывать нашу девочку, а в выходные дни уделить ей побольше внимания. Лидия Двоенко, преподаватель Ярославской сельскохозяйственной академии: – К празднику 7 ноября у меня в разные годы было разное отношение. В молодости, когда я училась, а потом работала в Уссурийске, этот праздник оставлял радостное впечатление. Мы собирались с друзьями у меня дома, потом шли на демонстрацию. Там встречались со знакомыми, узнавали новости. Сама демонстрация была красочным зрелищем. После нее опять шли к кому-то из друзей в гости. Идеологической основе праздника я не придавала значения. Теперь, когда осталась одна, для меня это просто выходной день. Никаких особых угощений, праздничного стола не бывает. Если 7 ноября перестанет быть красной датой, для меня ничего не изменится. Анна Сергеевна Россиина, учитель: – В принципе против отмены праздника 7 ноября, когда свершился по сути дела государственный переворот, у меня особых возражений нет. Другое дело, что непросто расстаться со светлыми, не замутненными идеологией воспоминаниями детства, ведь 7 ноября было для нас просто радостным осенним торжеством. Мы тогда не вдумывались в слова, произносимые с трибун, льющиеся из уличных динамиков. Позже, когда повзрослели, поняли, что много из того, что говорилось под фанфары, было ложью. Веселиться по ложному сценарию как-то не хочется. Владимир Николаевич Черняев, бывший инженер, ныне пенсионер: – Я не был коммунистом. Тем не менее мне как руководителю отдела периодически давали партийные поручения. К примеру, во время ноябрьских демонстраций приходилось таскать на палке портреты членов политбюро. Иногда требовали сдавать их по окончании демонстрации, иной раз забывали, и тогда приходилось складывать «инвентарь» на балконе. Тем, кто приходил на сборный пункт накануне демонстрации, помню, наливали стакан вина. Мало кто отказывался от дармовщинки. В колонне приходилось по команде активиста время от времени выкрикивать бодрыми голосами какие-то лозунги или петь куплеты революционных песен. Вся эта демонстрация натужного энтузиазма у меня и многих моих сослуживцев вызывала стойкий скепсис. И сейчас в нашей семье день 7 ноября хотя и отмечается, но без привязки к сути этого революционного праздника. Лично я не против празднования 4 ноября дня освобождения Москвы от поляков, однако вряд ли его воспримет нынешняя молодежь как символ единения и патриотизма. Юрий Васильевич, экономист, 40 лет: – 7 ноября для меня как был, так и остается праздником. Раньше ходили с друзьями на демонстрации, прихватив с собой вина и закуски. Веселое тогда было время. Сейчас отмечаем в тесной домашней компании с супругой за чашечкой чая и просмотром телепередач. Если правитель-ство упразднит этот день, то я с величайшим сожалением констатирую: у народа отнимают последнюю радость – дополнительный выходной. Светлана, домохозяйка, 37 лет: – Мне нравится современная трактовка праздника 7 ноября – День согласия и примирения. В этот день мы собираемся всей семьей дома, зовем к себе гостей и разговариваем о жизни, о детях, о проблемах. Если позволяет погода, гуляем по городу. Очень не хотелось бы, чтобы этот день бесследно исчез из наших календарей. Ведь что ни говори, а 7 ноября историческая дата для нашей страны. Мнения жильцов дома № 7 по улице Суркова разделились, хотя большинство относится к очередному «реформаторству» крайне негативно. Пожилые говорят, что «от этих нововведений нет покоя». Молодые – «а нам все равно, лишь бы выходной не зажали». Некоторые подходят аналитически: «Это два совершенно различных праздника: исторический и религиозный. И смешивать божий дар с яичницей – абсурд». «У православия немыслимое число больших и малых праздников. День 7 ноября – один. Так что седьмое ноября есть седьмое ноября. Да и церковь должна, прежде чем дать согласие, подумать, как воспримут прихожане большевистский праздник вкупе с Казанской». «В Бога не верим, а от этого отлучили. Живем как в безвоздушном пространстве: ни идеологии, ни религии».