Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 20 ноября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/47034/

Тайна тутаевского Заболотья

рубрика: Культура
Автор: Татьяна ЕГОРОВА.

В тутаевском селе Заболотье, в скромной сельской Спасской церкви, реставраторы обнаружили росписи высочайшего качества. По предварительным данным исследователей, «почерк» художника удивительно напоминает мастеров, расписывавших лучшие ростовские и ярославские храмы и... Архангельский собор Московского Кремля.


Храм небольшой, стоит на самом берегу реки Печегды, впадающей в Волгу. Вокруг него – кладбище, очень старое, но действующее до сих пор. Могилы здесь копают неглубокие: земля буквально нашпигована костями – слой за слоем погребения бог знает какой древности. Долгое время храм оставался в запустении, передан церкви недавно. Настоятеля постоянного нет – видимо, по причине скудости окрестного населения и, соответственно, прихода. Служат разные священники – кого пришлют. А староста есть – Владимир Андреевич Нелюбин. Он и сообщил в департамент культуры о необычных росписях. Владимир Андреевич – профессиональный строитель. Приехал с женой из Перми. Живет в Заболотье, а на работу ездит в Тутаев. Объект у него там тоже соответственный – строит храм новомученика Вениамина, он там главный инженер. Департамент культуры прислал в Заболотье специалистов, начались исследования. Притронуться к стене подчас было невозможно – живопись вот-вот могла рухнуть, а во многих местах уже сползла вместе со штукатуркой. Засоления, мох, чуть ли не водоросли по кладке, кирпич местами превратился в порошок. Но за всем этим чувствуется рука такого мастера, что храмом в Заболотье сразу же заинтересовались крупнейшие эксперты страны. Подробный научный анализ стенописи сделал профессор Академии художеств Валерий Сергеевич Шилов. Его вывод: «Роспись принадлежит к числу наиболее интересных и значимых с художественной точки зрения произведений русского монументального искусства XVII века». Он называет признаки, по которым памятник можно считать уникальным. Отмечает, что росписи выполнены под руководством опытного знаменщика (руководителя бригады живописцев) в лучших традициях ярослав-ской школы. В. С. Шилов видит тут руку «выдающегося ярославского монументалиста Дмитрия Григорьева Плеханова, работавшего со своей бригадой у ростовского митрополита Ионы в церкви Иоанна Богослова. Много общего у этой живописи с росписями ярославской церкви Дмитрия Солунского (в Мукомольном переулке) – они тоже созданы бригадой Плеханова. В пользу версии профессора Шилова говорит и сопоставление дат. На церкви Дмитрия Солунского Плеханов работал в 1686 году, у Ионы в Ростове – в 1683-м, а Спасская церковь в Заболотье расписана, как выяснилось, в 1682 году. Бригада кончала работу в одном месте, начинала другую – все совпадает. Не пытаясь оспорить мнение мэтра, молодой реставратор Владимир Сорокин (на снимке) допускает еще одну версию. Вместе с супругой, тоже реставратором, окончившей, как и он, Строгановку, он проанализировал росписи на компьютере. По нюансам, по колориту получилось удивительное совпадение с манерой кормового иконописца первой статьи Севастьяна Дмитриева. В ранние годы тот работал на церкви Николы Надеина в Ярославле, он же со своей брига-дой расписывал Воскресенский собор в Тутаеве, а больше всего известен своими росписями в Архангельском соборе Московского Кремля. Кстати, дата постройки церкви в Заболотье и некоторые другие подробности, связанные с ее возникновением, были определены тоже с помощью компьютера. Когда Владимир Сорокин, Сергей Крылов и другие реставраторы приехали в Заболотье в первый раз, они сразу обратили внимание на свалку на улице. Приводя в порядок церковь, верующие, оказывается, подмели пол и вынесли вместе с мусором куски обвалившейся штукатурки – с фрагментами росписей и даже надпи-сей. Были сделаны снимки. Владимир Сорокин надолго засел за компьютер, пытаясь сложить вместе разрозненные куски с буквами – как в детской мозаике. Местами строчки оказались полностью или частично съедены временем, местами сохранились только отдельные элементы букв. Надписи снимали в инфракрасном цвете, делали цифровую съемку. Призвав на помощь лучшего реставратора живописи в Ярославле Евгения Александровича Чижова, молодые исследователи получили связную надпись. Опускаем другие подробности палеографических исследований, проведенных Владимиром Сорокиным. В результате получился такой текст: «В 1682 году сентября (.....) целию же и изволением пресвятая Богородице восхоте (.....) Христов (или Христова) истина от ковчега Ноева (дальше неразборчиво, а потом, видимо, идет перечень имен вкладчиков на строительство храма)... и Иван Иванов Внуков с братьями стенным письмом святую церковь сию...» Причастность Ивана Внукова к строительству церкви – еще одна крайне примечательная находка. В словаре Брокгауза и Ефрона называются пять дворянских родов этого имени. Два из них имеют отношение к нашему краю. Один происходит от Андрея Петровича Внукова, служившего в начале XVII века в Переславле-Залесском. Представитель другого, Петр Иванович Внуков, отметился в том же XVII веке как защитник Троице-Сергиевой лавры от Сапеги и Лисовского в Смутное время. Занимал должность головы в собранном в монастыре войске и был убит во время вылазки 9 ноября 1608 года. Не его ли род оставил свой след в Заболотье? Интересно, что этот самый Петр Иванович вел свое начало от Рюрика, как известно, князя Новгородского. А расчищая живопись в центральном входе, Сергей Крылов обнаружил композицию с изображением не каких-нибудь, а почему-то новгородских святых. На этот и другие вопросы ответов пока нет. Исследования продолжаются.