Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 20 ноября 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/47036/

Дживан Гаспарян: «Я не буду печален в этом мире»

рубрика: Культура
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА.

Говорят, ничто другое не в состоянии передать чувства и эмоции армянского народа так, как дудук – древний армянский духовой инструмент с неподражаемым рыдающим голосом, с протяжными задумчивыми мотивами. Почти два часа на сцене ДК имени Добрынина продолжался концерт легендарного Дживана Гаспаряна. Дудук в Армении очень популярен, но только Дживану удалось вывести его на мировую сцену и вызвать подлинный интерес к национальной армянской музыке.


Он родился в 1928 году в деревне Солаг недалеко от Еревана. На дудуке начал играть с шести лет. Сегодня он виртуозно соединяет голос любимого инструмента с гитарой, фортепьяно, саксофоном. Не раз выступал с симфоническими оркестрами Еревана, Вены, Лос-Анджелеса. И никогда ни один его концерт не повторяется, каждый раз он импровизирует по-новому. Самый известный его альбом, сделавший маэстро знаменитым, назывался I Will Not Be Sad in This World («Я не буду печален в этом мире») и был посвящен памяти жертв землетрясения в Армении. Народный артист Армении, профессор Ереванской консерватории, он подготовил более 70 профессиональных исполнителей на дудуке. С успехом гастролирует по всему миру. Во многих голливудских и англий-ских фильмах, среди которых «Русский дом», «Онегин», «Последнее искушение Христа», «Доктор Живаго», звучит дудук Дживана, придавая происходящему характерный мистический колорит. Саундтрек к «Гладиатору», записанный при его участии, получил премию «Золотой глобус» за лучшую музыку к кинофильму в 2001 году. После концерта нам удалось поговорить с маэстро. – Дживан, вы впервые в Ярославле? – Да. Мне очень понравился ваш город. Я люблю русский народ, Россию. Считаю ее своим вторым домом. Первый мой дом – Армения, второй – Россия. Я всегда и везде говорю – и в Америке, и в Армении, и здесь – я горд, что у Армении с Россией такие близкие отношения. – В Москве или Питере давно знают вашу музыку. А как ее принимают в глубинке? – Вообще в России много народу приходит на концерты. Теплый народ, любит дудук. Всегда, когда я гастролировал в России, меня хорошо принимали. – Почему, как вы думаете, в Европе и Америке так полюбили этот инструмент? – Мне очень часто задают такой вопрос. Не знаю, как объяснить... Душевный инструмент, наверное. Близкий сердцу. В прошлом году, как раз в ноябре, у меня был в Токио концерт. В тот день шел ужасный дождь. Вы не представляете, какой это был ливень! Я говорю менеджеру: «Концерта не будет – в такой дождь кто придет?» А японец мне отвечает: «Обязательно придут. Все билеты проданы. Будет концерт». Но у меня настроение упало: так долго летели, а выступление срывается. Ну и что ж, что купили билеты! Ведь зрительный зал был в летнем театре, под открытым небом. За 10 минут до начала я заглянул в зал и увидел, что все белым-бело: люди пришли в белых плащах, с белыми зонтиками и сидели под дождем. Я не знаю, как это объяснить! Три дня был дождь – три дня аншлаг. Даже в Армении такого не может быть! Серьезно. В такой дождь в Армении никто не придет на концерт. – Скажите, как о вас узнали в Голливуде? – Меня давно там знают, я много выступал в Америке. Первые мои гастроли прошли в 1956 году, это был «Russian Festival». 250 человек только выступающих, а КГБ... не сосчитать. Американцам очень понравилась моя музыка. До сих пор директор этого зала в Голливуде (он и сейчас там работает) говорит мне при встрече: «Я помню тебя, ты был тогда молодой!» – А с Питером Гэбриелем вы давно работаете? – Он впервые меня услышал в 1982 году. Я тогда выступал в Лондоне. Питер пришел на мой концерт. Он ему очень понравился. Когда мы познакомились, он сказал: «Что за инструмент такой? Я его никогда не видел». А в 1999-м он меня пригласил к себе в студию. Мы две недели записывали музыку. – В фильме «Гладиатор» вы ведь фактически соавтор композитора? – Да. Я взял четыре такта из старой армянской мелодии. Остальное – импровизация. В фильме осталось 45 минут моей музыки. – Это правда, что когда-то Сталин подарил вам часы? – Да. Это был 1947 или 1948 год. Я – молодой парень, принимал участие в фестивале самодеятельности. Был такой ансамбль песни и танца Армении «Трудрезерв». Я выступал соло. А Сталин сидел в первом ряду, курил... Я сейчас говорю – и все это перед глазами... После выступления я убежал со сцены. Не знаю почему. И двое мужчин, солидной такой комплекции, подозвали меня: «Иди сюда, сынок». Завели в отдельную комнату. Я очень испугался. Вдруг один из них протягивает мне красный футляр – часы «Победа». «От Сталина Иосифа Виссарионовича...» Ну я обрадовался, конечно. – А где эти часы? – Мы их продали утром. Сильно хотелось есть. Купили пирожки, пиво. Комедия! Там было много выступавших – грузинский ансамбль, украинский, белорусский, русский и армянский. Но часы никому больше не подарили. – А на дудуке может играть не армянин, человек другой национальности? – Конечно, может. Почему нет? Скрипка ведь не еврей-ский инструмент, правда? А Давид Ойстрах – лучший скрипач в мире. Не имеет значения, кто играет. Если любишь дудук – можешь играть.