Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 04 декабря 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/47302/

В поисках настоящего

рубрика: Культура
Автор: Марина ШИМАНСКАЯ.

25 лет творческой деятельности отметит в 2005 году художник Олег Рожков. Четверть века – это если считать с первой выставки, а вообще рисует ровно столько, сколько себя помнит.


С раннего детства именно рисование – не игры, не чтение, не прогулки – было самым любимым занятием. Хотя его путь к живописи прямым не стал. Уж очень хороший учитель физики был в школе. Уверил и убедил, что будущее человечества только за точными науками. Вот и поехал Олег поступать в университет, сделав выбор между физикой и лирикой, вдохновленный лозунгом «Наука – единственный инструмент познания мира». Разочарование пришло не сразу. – Поступил в университет на физику. Имел все шансы стать ученым, оставляли на кафедре. Но попал на два года в армию. Вот там и вспомнилось, что я когда-то рисовал. Для себя решил, что после армии поработаю хотя бы год, университет дал очень хорошее образование. Но уже тогда начал понимать, что наука – ущербный инструмент для познания мира. В ней отсутствует понятие чуда, и это не позволяет воспринимать мир в целом. Закончив так и не начатую научную карьеру, сразу после армии хотел поступать в Суриковский, но опоздал с документами. Потом была учеба в Московском педагогическом на художественно-графическом отделении. Много ездил в Питер, не пропускал ни одной выставки, познакомился с хорошими московскими художниками. Все это формировало представление, что такое рисование. В Ярославль Олег попал случайно – приехал на военные сборы. Город поразил и очаровал церквями, старыми улочками, бульварами, неповторимостью. Вернувшись домой, патетически заявил братьям по цеху: «Что мы здесь делаем?! Всем надо ехать в Ярославль». Все, конечно, не поехали, а Олег вернулся. И хотя в Ярославле прожил уже не один десяток лет, говорит о городе с прежним восхищением: – Очень люблю Ярославль. В поисках натуры часто езжу по малым городам и селам – Борисоглебский, Вятское... А возвращаюсь и думаю: зачем же я уезжал, здесь глубже, интереснее. Но цельного образа города еще нет, может быть, потому, что я родился не здесь. В палитру ярославских художников он внес свои, очень узнаваемые и яркие штрихи. Рожкова ни с кем не спутаешь. На его мироощущение сильное влияние оказали импрессионисты и один из любимых художников Ван Гог. Неброская природа средней полосы на картинах Рожкова ликует и переливается яркими красками. Олег вспоминает, как весной писал с натуры пейзаж, просыпающуюся от зимы деревеньку. Желтые, оранжевые, розовые и зеленые краски передавали полноту и радость жизни, нового пробуждения. Несколько прохожих остановились рядом и в недоумении переводили взгляд с холста на «натуру» – разве так бывает? Но чтобы знать, что так бывает, надо пытаться познать этот мир, научиться пристально вглядываться в природу, делая хотя бы небольшие шаги к постижению гармонии. Этот душевный труд не всем под силу, гораздо легче сказать: «Если я этого не вижу, значит, так не бывает». В последнее время Олег часто пишет серии работ – в одной картине не получается передать красоту и гармонию природы так, как хотелось бы. Веточку ивы пишет весной и осенью, зимой и летом, в ясный день и в хмурый. Самая большая серия Олега Рожкова –«Преображение», сложенная из сорока полотен, она поднимается в высоту на семь метров. Иконы, церковная утварь, крест выписаны яркими, желто-оранжевыми красками. Сам Олег определяет эту работу как околоцерковную живопись. А слушая его рассказ, можно предположить, что это путь современного русского человека от неверия к вере, поиск Бога в себе и в жизни, в общем, настоящее Преображение. – Меня поразил храм в Вятском. Чудный, наполненный всяким добром. Крестьянское желание быть лучше, чем соседи. Вклады в храм в основном крестьянские. Вот эту разнородную наполненность и хотелось передать. А в голове тем временем наводился порядок: зачем храм, зачем служба. Когда вся работа сложилась, мне показалось, что это может быть интересно кому-то еще. Я писал серию четыре года. Наверное, можно было написать еще точнее. Но святые отцы говорят, что надо 25 – 30 лет ходить в церковь, чтобы только начать что-то понимать. Олег Рожков участвует в проектах общества русско-немецкой дружбы Ярославль – Ханау. Следующую весну он встретит в небольшом немецком городке, в доме Вернера Курца. Известный в Германии журналист предоставляет на месяц дом для работы ярославскому художнику, а перед отъездом на родину устроит выставку в местном выставочном зале. И, казалось бы, проекты интересные, но почему-то о своих ярославских планах Олег говорит с большей заинтересованностью. Даже несмотря на то, что дома сегодня выживать художнику становится все труднее и труднее. – Что такое искусство, никто не знает, – говорит Олег. – Многочисленные фестивали, выставки и концерты превратились в модные тусовки. А настоящее всегда негромко. Но только оно окормляет человеческую душу.