Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 14 сентября 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/4784/

Сокровища «капитана» Влада

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

«Когда б вы знали, из какого сора» растут не только стихи, но и целые экспозиции актуального изобразительного искусства, вы бы с куда большим почтением отнеслись к отжившим свой век техническим приборам. Старый телевизор с перегоревшим кинескопом, сто лет не работающий ламповый проигрыватель (выбросить руки не доходят!), испорченные CD­диски, ненужные компьютерные платы – все это и многое другое в умелых руках художника может обрести свою вторую жизнь в качестве арт­объектов.


Именно такие умелые руки плюс не закованное в кандалы канонической живописи воображение отыскались у ярославского художника Влада Афанасьева. Собрав в своей мастерской весь вышеупомянутый «металлолом», не по­брезговав скособоченными гвоздиками, ржавыми шайбочками, разнокалиберными винтиками и гаечками, а также пружинками неизвестного происхождения, он выдал на­гора совсем нескучную выставку под названием «Остров сокровищ». Временное пристанище сей «Остров…» нашел в городском выставочном зале имени Николая Нужина.

– Ну что, Влад, помойки вздохнули с облегчением, а дворники вынесли тебе коллективную благодарность? – поинтересовалась я у самого авангардного из абстрактных и самого абстрактного из авангардных художников Ярославля.

– До этого дело не дошло: все ингредиенты для творчества мне презентовали друзья. К слову, и на авангард я не тяну: к сожалению, все это уже было сказано до меня, достаточно вспомнить Марселя Дюшана. Но если уж так невтерпеж меня классифицировать, то пусть я буду абстракционистом.

Кстати, именно Марселю Дюшану, сломавшему некогда эстетические приличия и заставившему снобистскую публику взглянуть на обыденные, повседневные вещи с точки зрения искусства (я имею в виду знаменитую «вазу Дюшана», в качестве которой выступил обыкновенный унитаз), ярославский художник посвятил ряд созданных им арт­объектов. Этой чести удостоились некие фрагменты аппаратуры (к чему конкретно они принад­лежали «при жизни», определить не возьмусь), выставленные в своем первозданном виде. Влад лишь очистил их от пыли и грязи. Прочие же отжившие свой век детали технического прогресса оригинально вмонтированы художником в холст полотна или в лист оргалита. На некоторых картинах они даже действуют! Вращаются какие­то трещотки, горят лампочки, стучат молоточки... Все выглядит достаточно забавно и стильно. Честное слово! Если не засорять себе мозги разгадыванием, что именно хотел сказать автор тем или иным нагромождением металла на холсте, а просто наслаждаться созерцанием арт­объекта, то от знакомства с выставкой Влада Афанасьева можно получить огромное эстетическое удовольствие. По крайней мере отдохновение души от суеты повседневности вам гарантировано.

Творческое кредо Влада Афанасьева – «ироничный интеллектуал» начала третьего тысячелетия – ни в коей мере не дисгармонирует с его педагогическим амплуа: в художественной школе он преподает... классический рисунок. А вот мне посчастливилось: персонально для меня Влад провел мастер­класс по абстрактной жи­вописи.

– Разливаешь по оргалиту эмаль, бросаешь россыпь деталей, которые не можешь уже никуда с толком приспособить, и... крекс­пэкс­фэкс, получаешь, например, «Сокровища Атлантиды».

Заманчиво, конечно, тем более что эти самые «Сокровища...» мне очень приглянулись. Но если бы все так было просто, каждый бы второй художник в городе звался Владом Афанасьевым. А он – один.