Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 11 марта 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/48247/

Приглашение к путешествию

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

В канун первого весеннего праздника все арт-галереи города сделали реверанс в сторону прекрасного пола, подарив милым дамам встречу с искусством. В галерее современного искусства «Алле`Я», центре современного искусства «Арс-Форум» состоялись вернисажи.


Поймай настроение города На афише – хрупкий женский силуэт с тяжелым туристским рюкзаком за плечами. Задорные вихры обладательницы рюкзака (уже потом мы узнаем, что где-то там в его недрах скрываются мольберт и коробочка с красками) точно приглашают: «Давай-ка махнем с тобой в дорогу!» Далеко ходить не надо – вот галерея «Алле`Я», вот обладательница тех самых вихров – ярославская художница Татьяна Смирнова, а вот – на стенах – и наше с вами путешествие. Татьяна назвала свою выставку «Портреты городов». Почему? «Перебирая в памяти воспоминания о разных городах, соглашаюсь с тем, что они, как люди, каждый имеет свой характер и свое лицо. Мне хотелось прикоснуться к их тайне. Рассказать о величии и красоте площадей, о радостной суете убегающих вдаль узких улочек, о причудливых отражениях в воде у старых причалов, об обжигающих огнях ночных проспектов и тишине заснеженных церквей, окруженных уставшими деревьями», – напишет Татьяна в буклете к своей экспозиции. Эти «непутевые заметки» ей удались на все сто. Не пересекая границ, не суетясь с оформлением документов да и просто не затратив ни гроша, в считанные минуты вы можете перенестись из солнечной, ослепительно-манящей Венеции в строгую лаконичность Германии и, почувствовав приступ ностальгии, прикоснуться душой к холодным туманам Петербурга. Татьяна не пыталась в своих работах отобразить тот или иной город «дословно». «Мне было важно поймать настроение общего колорита, понимаете?» – волнуется она. Понимаем. И колорит, и настроение. Особенно – последнее. Смотришь на скользящие по глади гондолы, жмуришься от солнечных бликов, отражающихся в мокрой брусчатке, восхищаешься проткнувшими тучи шпилями (не оттого ли в Германии всегда идет дождь?) и понимаешь – ты уже не здесь, а там. Это ты затерялся в толпе на шумном празднике в маленьком немецком городке. Ощущение попадания в цель, в «яблочко», то есть в тебя, зрителя, абсолютное. Танина акварель – она считает эту технику самой женственной из всего арсенала художника – обладает удивительной возможностью объединять внутренние миры художника и зрителя. Ты там не был и бог весть когда окажешься в тех дальних краях, но посмотришь на картину, и возникает чувство «дежа-вю» – а ведь видел где-то... Молодая художница не очень часто выставляется в городе, ее имя не на слуху, а те показы, которые есть в творческом арсенале, камерные. Однако работы Татьяны Смирновой уже находятся в государственных и частных собраниях России, Германии, Бельгии, Великобритании, Франции, США, Канады. Возникает законный вопрос: почему мы такие? Почему, для того чтобы увидеть и оценить по достоинству местного автора, последнему для начала нужно получить международное признание? Вот вопрос, а где ответ? Такая разная пастель В «Арс-Форуме» во второй раз начиная с 2002 года представлен проект «Академия пастели». Примечательно, что именно в эти дни во Франции экспонируется выставка европейской пастели. Так что ярославцы с полным на то основанием могут сказать: «У нас как в Париже…» Хочется особо отметить, что россиян представляет во Франции и участник ярославской экспозиции Виктор Брагинский. Выставка напрочь ломает стереотипы: «пастель – это пейзаж», «пастельные тона – мягкие, затушеванные, приглушенные». Нет, нет и еще раз нет! Оказывается, пастели доступны и абстракция, и портрет, и, если хотите, шарж. Как иначе можно интерпретировать две зарисовки москвича Андрея Кима? Два абсолютно одинаковых полотна, модель одна и та же. Но одна картина называется «Любимая», а вторая (дамы, извините, я просто цитирую) – «Гадина». Изменилось настроение у художника, и вот оно, пожалуйста, получите. Достаточно неожиданно заявил о себе Иван Карамян (его работы ярославцы наверняка запомнили по прежним выставкам в «Арс-Форуме»). Шедевр называется «Ленин и его девушка». Вождь на фоне кумача вполне узнаваем, девушка на первый взгляд неконкретна (уж не Надежда Крупская, точно). Однако и это – пастель. Тема – на грани фола, но это уже на совести автора. Игорь Ермолаев – творческий лидер «Академии пастели» – представил на суд зрителей два полотна: «Открытие Америки» и «Путешествие слона». Что есть что, догадываешься только по табличкам под картинами. Перевесь подписи, и ты с равным удовольствием будешь искать слона в Америке и наоборот. Хотя и привычная глазу пастель (очевидно, для успокоения зрительской души) присутствует. Тут тебе и пейзажи на любой вкус, и тона те, что надо, – приглушенные, матовые. Однако новая экспозиция дает зрителю возможность испытать самые разные чувства – от искреннего, детского восторга до рафинированного, чуть отстраненного эстетического созерцания. В целом, несмотря на все возникающие вопросы, выставка доказывает, что проект «Академия пастели», являющийся инициативой группы московских и ярославских художников, становится все более интересным и для участников, и для зрителей. После Ярославля выставка отправится в турне: ее ждут Вологда, Кострома, Плес.