Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 26 марта 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/48542/

Всю жизнь играет в куклы

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Волею судеб случилось так, что пятидесятилетний юбилей у художника-постановщика театра кукол Елены Александровны Бересневой совпал с прочими не менее личными праздниками.


Хоть появилась она на свет 1 апреля (опять же символично), бенефис, готовящийся театром в ее честь, придется на 27 марта – Международный день театра. К слову, именно в этот день ровно двадцать лет назад выпускница Ленинградского ГИТМИКа Елена Береснева впервые переступила порог Ярославского театра кукол – приехала «на смотрины». А режиссер театра в тот же день и с той же целью – посмотреть на художницу Бересневу – уехал в Питер. И хоть судьбоносная встреча произошла несколько дней спустя, сам факт двадцатилетия со дня первого визита в театр кукол – тоже достойный повод для торжества. А в день, когда мы встретились с юбиляром, она была удивлена еще одним сюрпризом: – Представляете, только что узнала, что 26 марта кто-то там наверху учредил отдельный праздник для нас, кукольников. Он так и называется – Международный день кукольника. Мелочь, а приятно! Так что для Елены Александровны март финиширует сплошной чередой праздников. С чем мы ее и поздравляем! Юбилей – всегда повод для того, чтобы оглянуться на прожитые годы, подытожить то, что сделал. Если отбросить в сторону эмоции, что в театре немыслимо в принципе, то даже сухие цифры ошеломляют: за эти годы художница изготовила более тысячи кукол для 55 спектаклей! 25 из них до сих пор вписаны в репертуарные афиши Ярославского театра кукол, театров Литвы и Белоруссии. Четыре спектакля на вооружении у частного кукольного театра «Семь – Я», который уже девять лет возглавляет муж Елены Александровны, бывший актер театра кукол Николай Григорьевич Брюханов. А начинала свой путь в театре Елена Береснева, еще будучи студенткой Иркутского училища искусств. Правда, театр этот был драматическим. Получение диплома об окончании училища совпало с пятилетием работы в качестве художника-постановщика. Но ей очень хотелось самостоятельности. – Почему-то мне тогда казалось, что если я стану художником-кукольником, то буду сидеть в мастерской и «тихо сам с собою» делать куклы. В драматическом ведь совсем иные масштабы. Потом иллюзии о независимости развеялись, но именно так случилось поступление в ЛГИТМИК, его окончание и последующий за этим приезд в Ярославль. Несмотря на сотни кукол, рожденных Еленой Александровной, любимицей в кукольной семье остается Принцесса из сказки «Огниво». Спектакль этот уже списан из репертуара, некоторые куклы из него – в обновленном виде – перекочевали в другую постановку, но «свою Принцессу я убивать не дала – сделала новую куклу». Теперь любимица занимает привилегированное место – прямо за рабочим креслом художницы – и оттуда, со стены, ревниво наблюдает, как рождаются в умелых руках Елены Александровны новые куклы Гензель и Греттель (готовится к постановке спектакль по сказке братьев Гримм). Пока будущие члены кукольного братства пребывают в разобранном – руки, ноги, головы отдельно – пластилиновом виде. Но, судя по эскизам, которые Елена Александровна с недавних пор начала рисовать не на бумаге, а на дощечках – «так практичнее», – обещают быть очень и очень симпатичными.