Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 31 марта 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/48610/

Павлиний крик и рокот фортепьянный...

рубрика: Культура
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА.

Зритель в Волковском не привык к жанру «черной» комедии. «Птички» Ануя, сыгранные в Международный день театра, задели публику непривычным. Снова эпатаж? Но перед нами сегодня не скандальный Джо Ортон, а классик современной французской драматургии Жан Ануй, пожалуй, впервые появившийся на Волковской сцене.


Пьесы Ануя покоряют изяществом построения, игрой ума, воплощаемой в трагикомическом или трагифарсовом гротеске. Неожиданные повороты сюжета, хитросплетения интриг, блистательные партии соло для каждого актера, с блеском выписанные характеры и в то же время глубина философского подтекста требуют огромной и напряженной внутренней работы и от актеров, и от зрителей. Сегодня ясно, что своим успехом спектакль обязан, прежде всего, участию в нем народного артиста России Владимира Солопова (Шеф). В центре спектакля не сходящий со сцены Шеф – писатель, художник, «властитель дум» и «серийный убийца» (автор серии детективов для массовой аудитории). Шеф создал своим творчеством павлиний рай для своих чад и домочадцев, он циник и искуситель в прошлом, а в настоящем – поэт и уставший от жизни мудрец-философ. Горькие прозрения предстоит пережить ему. Он видит, как мир, созданный по его законам, катится в пропасть. Подчас теряется грань между его вымыслом и тем, что происходит в его жизни. Оживают и материализуются его художественные фантомы. Как может случиться, что ангелоподобные существа, птички небесные, цветы жизни нашей, дети – девочки 10 – 11 лет хором и с наслаждением выпевают: «Наш папенька – самая большая сволочь на свете!». «Цветы греха» – по аналогии с «Цветами зла» Бодлера – расцветают повсюду. «Птички» чирикают и щебечут, а между тем время от времени в пространство спектакля врывается резкий, пронзительный звук, ударяющий по нервам. Так пронзительно кричат павлины. Павлиний крик – знак беды у многих художников – от Гумилева и Ахматовой до Мандельштама («Павлиний крик и рокот фортепьянный. Я опоздал. Мне страшно. Это сон...») и Набокова, а в западном искусстве у Бодлера, Габриэлы Мистраль, Жака Делиля и, наконец, Жана Ануя. Интерьер «Птичек» – это живопись Климта, вызывающая ассоциации с Ницше и Рильке, Бёклином и русскими символистами рубежа века. Режиссер и сценограф в декоре спектакля обращают нас к эстетизму конца ХIХ века. Fin de siecle, конец века... Пронзительно резкий крик павлина у Ануя – как звук лопнувшей струны у Чехова, как тяготеющие над каждым из персонажей грехи прошлого и преступления перед будущим. Режиссер-постановщик «Птичек» Жана Ануя заслуженный деятель искусств России Владимир Боголепов считает, что есть нечто общее в пограничных, порубежных эпохах: «Как ни парадоксально, но пьеса, созданная в середине 70-х, как будто вышла на свет вчера. Его комедия – о нынешнем мире. Правда, это не обычная, а «черная» комедия, которая вывертывает наизнанку все привычные обстоятельства». Все, что мы часто склонны назвать бредом, болезнью, безумием или случайным капризом, оборачивается страшной правдой. Парадоксы в области морали, театрализация жизни, в которой главенствует дионисийское разрушительное начало в человеке. Экстравагантные, экзотические костюмы – пестрая павлинья раскраска персонажей спектакля, своеобразный Валтасаров пир. Эта страшная правда заключена в беззаботных, на первый взгляд, «Птичках» Ануя. Глядясь в зеркало конца ХХ века, мы вновь открываем в нем себя. В финале каждый из героев превратится в птицу печали, гнева, обиды на весь мир. Развязка окажется неожиданной и неизбежной для всех. За дверью роскошного особняка, где собрались все члены семейства и их друзья, гости, притаился убийца-террорист со взрывным устройством. Что происходит в душе каждого за минуту до катастрофы, когда персонажи окажутся во власти не книжной или теледетективной истории, а настоящей? Убийца держит под прицелом каждого. И бомба может взорваться в любую секунду. А «птички»-девочки с их тихими и невинными детскими забавами живут по собственному сценарию. Зритель будет рад знакомству с новыми работами заслуженных артистов России Татьяны Исаевой (Мелюзина), Вадима Асташина (Дюплесси), Ильи Коврижных (Артур), Анатолия Соколовского (Леон), дебютантки – обаятельной актрисы Ирины Веселовой, недавно принятой в труппу театра (Труда).