Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 07 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/48762/

Дурят нашего брата

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Как­то зашел у меня с приятелем, отнюдь не завсегдатаем вернисажей, разговор о живописи.


– Не люблю авангардистов,– категорически отре­зал он. – Что так? – поинтересовалась я. – А что они нас, зрителей, за дураков держат? С этим безапелляционно высказанным мнением, конечно, можно поспорить, ибо авангард авангарду рознь. Но именно этот разговор всплыл в памяти во время прошедшего на днях в центре современного искусства «Арс­Форум» вернисажа работ костромского художника Сергея Пшизова. – Красавец, князь, масон, художник... – рекламировала мне хлопочущего над экспозицией автора устроитель вернисажа, директор центра Татьяна Кравчук. И тут из зала пришел расстроенный красавец­князь: – Все подписи под картинами перепутали! Забрав команду помощников, удалился перевешивать ярлычки. Хоть не принято знакомиться с автором в его отсутствие, удалось выяснить, что и масон он всамделишный (глава костромской масонской ложи, готовый за две тысячи рублей принять в масонское братство любого желающего) и всем остальным гордится по праву. Его фамилия – «пши­зов» – с адыгейского переводится как истинный князь. Его предки владели землями, расположенными ныне в Краснодарском крае. Выпускник ювелирного училища стал художником­авангардистом... от скуки. «Занимаясь реалистическим рисунком, страшно скучал, – поясняет он в одном из многочисленных, уже опубликованных ранее в разных изданиях интервью. – Абстракция – это древнее, сакральное искусство. Космический язык, если хотите. Мне интересно высвобождение через абстракцию бессознательного и то, в какие формы оно воплощается в процессе работы над образом». Подкрепившись полученной информацией, спускаюсь в зал, где выставлены работы художника. Понимаю чехарду с оказавшимися не у тех полотен подписями: поскольку два десятка картин на первый взгляд кажутся абсолютно одинаковыми, только художник, родивший их на свет, может точно сказать, где «Движение мертвого поля», где «Дно отражений», а где «Две спички сгорели». Тремя цветами – черный, бежевый, серый – холсты испещрены размытыми полосами и кругами. Общее впечатление угнетающее. Ни думать, ни медитировать, ни искать ассоциации почему­то не хочется. Пытаюсь обнаружить в «скупом, аскетичном колорите экспрессию содержания», обещанную искусствоведами в пресс­релизе, и не нахожу. Однако из той же пояснительной записки узнаю, что творчество Сергея Пшизова «занимает свободную зону между графикой и живописью, где в сознании автора на равных участвуют цвет и линия». Особо выделяется тот момент, что стилистически эти работы можно отнести к направлению «динамико­сенсорной аналитической абстракции». И добивает зрителя, уже окончательно растоптанного искусствоведами в его зрительском невежестве, фраза о том, что «серия «Движение мертвого поля» – это конструктивные лианарные формы, визуализирующие силовые линии жизни и смерти». Поняли? Это вам не кот начхал. Просто интересно, что унесет в душе рядовой посетитель выставки: ощущение причастности к знакомству с конструктивной визуализацией или закравшееся подозрение, что его все­таки оставили в дураках?