Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 14 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/48873/

Мариинка отправилась в народ

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Сегодня в семь утра от столичной гостиницы «Россия» взяли курс на Ярославль два автобуса. Их пассажиры – музыканты оркестра Мариинского театра воглаве с народным артистом России Валерием Гергиевым. Основной багаж – личные инструменты артистов, струнные, деревянные и медные, заисключением полногабаритных, неудобных для перевозки.


Их питерцы получат непосредственно в Ярославле из «арсенала» губернаторского симфонического оркестра: 8кон­трабасов, 2 арфы, челесту и весь комплект ударных с большим барабаном, тамтамом, ксилофоном, колокольцами. Ярославский рабочий день гостей начнется примерно в полдень с обычной для гастролеров, плюс­минус четвертьчасовой репетиции, чтобы подстроиться под акустику Собиновского зала, которая, кстати, у концертирующих музыкантов на хорошем счету. В 13 часов – концерт по программе III Московского пасхального фестиваля. В афише: симфония № 7 Сергея Прокофьева и Скрипичный концерт № 1 Дмитрия Шостаковича (солист Михаил Овруцкий). «Гимном жизни» называют биографы Прокофьева его последнюю симфонию, написанную 60­летним композитором далеко не в самые лучшие для него времена. Его мучила гипертония. Наступила пора потерь – умер его друг и наставник Николай Мясковский. «Органы» арестовали первую жену Прокофьева Лину. Оставались в силе ярлыки «формалистов» и «лженоваторов», присвоенные Прокофьеву и Шостаковичу, и не только им, грозным партийным постановлением «Об опере Мурадели «Великая дружба». С трибун и в прессе композиторов с мировыми именами продолжали учить, как надо сочинять музыку. Имя Шостаковича вовсе исчезло с афиш. Его уволили из консерватории, сняли с должности председателя Ленинградского отделения Союза композиторов. А он жил в мире сокровенных гармоний, и это был его вызов обстоятельствам. «По вечерам, когда заканчивались прения, я возвращался домой и писал третью часть Скрипичного концерта», – вспоминал он позже. В этом, одном из самых глубоко выстраданных своих творений, посвященном Давиду Ойстраху, впервые появится его зашифрованная монограмма – нотный эквивалент начальных букв его имени и фамилии (ре, ми бемоль, до, си). Проявлять индивидуальность и независимость даже таким способом было тогда небезопасно. Во второй части Концерта автограф звучит как отчаянный крик страдания и боли. Тончайший лирик и дерзкий насмешник Прокофьев с собственными обидами, тревогами и страхами справлялся по­своему. На просьбу редакции радио написать «симфонию для детей» он и ответил своей лучезарной Седьмой. «Симфония света и радости» – назвал ее Шостакович. Премьера прошла в Колонном зале Дома союзов в присутствии автора, за полгода до его кончины. «Москвичи приняли мою симфонию очень ласково», – успеет он написать в одном из писем. К слову, Валерий Гергиев прокофьевскую музыку с ее взрывной энергетикой считает своим «коньком». По его убеждению, об этом классике «незаслуженно забывают». Сам маэстро на Мариинской сцене в разные годы руководил постановками опер «Обручение в монастыре», «Огненный ангел», «Игрок», балета «Ромео и Джульетта». За последние пять сезонов Мариинка сыграла премьеры «Семена Котко» и «Войны и мира». В афишах нынешнего пасхального фестиваля – все прокофьевские симфонии! Сегодня вечером оркестр Мариинки встречают наши соседи костромичи: в честь 200­летия Глинки гости дают «Жизнь за царя». В региональной программе фестиваля, получившего с благословения Святейшего Патриарха статус федерального, – Прокофьев, Бах, Рахманинов, Стравинский, Равель. Дважды выступят в Нижнем Новгороде Юрий Башмет и скрипачка Виктория Муллова, тверякам обещаны концерты с гобоистом Алексеем Огринчуком, сопрано Рут Цизак, а новгородцам под занавес – гастроль пианиста Александра Торадзе. Продолжением сегодняшней ярославской премьеры оркестра Мариинки станет неделю спустя приезд одного из лучших пианистов мира – живущего в США воспитанника Московской консерватории Владимира Фельцмана.