Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 24 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/49067/

Юбилей в ожидании ветра перемен

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

...Маленький мальчик, появившийся на свет на излете военного лихолетья в волжском городе Саратове, сколько себя помнил, мечтал стать клоуном. Как забрела в детскую голову эта фантастическая мысль, и по сей день неведомо давно уже ставшему взрослым человеком Виктору Ивановичу Григорюку. Но факт остается фактом: готовился к клоунской карьере он со всей ответственностью, заучивал репризы и даже пошил на пару с приятелем огромные клоунские башмаки... Однако судьба направила его по другой, пусть


и родственной, дороге. Он стал артистом театра, и вот уже почти полвека с гордостью несет нелегкое бремя актерской судьбы. Завтра заслуженному артисту России Виктору Ивановичу Григорюку исполняется шестьдесят лет. Беседовать с ним – все равно что листать энциклопедию театра и кино. С легкостью фокусника и фамильярностью бывшего однокашника он высыпает на собеседника такие имена, что становится неловко и почему-то хочется спросить: «Ничего, что я сижу в вашем присутствии?» Олег Табаков, Олег Янковский, Леша Булдаков (именно так, и никак иначе величает Виктор Иванович известного на всю страну «генерала Иволгина»), дядя Жора Юматов... С кем-то из этих мэтров кино Виктор Григорюк был дружен с детства, с кем-то пути-дорожки пересеклись уже в театральном училище, с кем-то вместе снимались в кино. ...А началась долгая актерская карьера Вити Григорюка (ну какой он был Виктор Иванович в неполные десять лет?) в тот день, когда он впервые пришел на прослушивание в театральный кружок саратовского Дворца пионеров. Знаменитый педагог Наталья Осиповна Сухостав важно курила пахитоску и, прослушав обязательный набор «проза – басня – стихотворение», веско выносила вердикт: кому верная дорога в авиамодельный, кому лучше подумать о другом занятии, а «ты, мальчик, можешь остаться и позаниматься у меня пару лет художественным чтением». Олег Табаков тогда был уже звездой труппы. Всем коллективом, и не по одному разу, кружковцы бегали в «киношку» смотреть на Олега – он снялся в своей первой ленте «Дело пестрых» и «наутро проснулся знаменитым». Кружок этот был очень известен в провинциальном городе, и даже как-то неловко называть его простецким словом «кружок». Скорее уж театральный коллектив детского и юношеского творчества. Ставили спектакли, и не только из детского репертуара, ездили на гастроли (!) не по близрасположенным школам, а в другие города – Кисловодск, Ульяновск, в круиз на теплоходе по Волге. Получив такое начальное актерское образование, многие кружковцы впоследствии стали известными людьми. Олега Павловича Табакова особо представлять не нужно. Галина Яцкина ныне преподает историю кино в знаменитом Щепкинском театральном институте, Геннадий Ройтман – клоун с мировым именем, Марк Зильберман стал признанным режиссером, Игорь Клебанов – популярным оператором («Это он снял ленту «ТАСС уполномочен заявить...»). В 60-м году в Саратове открылось театральное училище, и Виктор Григорюк без всяких усилий стал его студентом. По окончании поступил на сцену – это был драматический театр в Ижевске, и с тех пор вот уже почти сорок лет («пятьдесят, если вместе с кружком сосчитать») он – актер театра и кино. Актерская жизнь – кочевая. И Виктор Иванович попутешествовал по театрам страны вволю: Ульяновск, Астрахань, Тюмень, Нижний Новгород, Челябинск... – Восемь театров сменить за столь долгую жизнь на сцене – я считаю это не просто обычным, а само собой разумеющимся делом, – говорит он. – Изначально актерская жизнь должна быть приспособлена к перемещениям. И потом, тогда эта «охота к перемене мест» была как-то принята. Мне везло на роли, везло на режиссеров. Но поработаешь три – пять лет на одной сцене и понимаешь, что ты приедаешься зрителю, что тебе надоедает этот город, и уже невольно все чаще во время прогулок забредаешь на вокзал – так, посмотреть на поезда, не имея ничего в виду. А в один прекрасный момент срываешься с насиженного места и... Жена Виктора Ивановича тоже актриса, была так же легка на подъем. Актерская биржа, эта ярмарка театральных талантов, была знакома театральной чете не понаслышке. – Вся «купля-продажа» приходилась на летнее межсезонье, – вспоминает Виктор Иванович. – Жара, духота, а ты носишься при полном параде в костюме-тройке (для солидности) от одного короля биржи к другому: «Устрой куда-нибудь!» «Сколько получаешь?» – «90». – «Будешь получать 95». – «А ехать-то куда?» – «В Целиноград». – «Ой, а поближе ничего нет?» – «Есть ставка в сто рублей (это бешеные деньги по тем временам – актер 1-го разряда столько получал), но в Стерлитамаке...» Словом, выбирай, но осторожно. Все 80-е годы Виктор Иванович Григорюк снимался в кино. Родной студией для него стала Свердловская. Именно там он познакомился с Алексеем Булдаковым. Было это на съемках ленты «Семен Дежнев». Главная роль досталась Булдакову, а Грикорюк играл разбойного атамана Гераську Анкудинова, антипода Дежнева. – Сначала мы вместе скакали на конях, грабили эвенков, а потом он (Дежнев то есть) пошел по правильному пути, а мой герой так и остался разбойником, в результате и погиб. В первый день снимали как раз финальную сцену моей гибели. И вот лежу я в кольчуге, босиком на февральском морозе, а у оператора что-то не ладится. Минут сорок – спирт внутрь, спирт на ноги – и опять на снег. И уж когда казалось, что терпеть больше нет мочи и все мои мучения закончились, подходит этот оператор и заявляет: «Нет, не пойдет, что-то больно пятки у тебя в кадре розовые, надо переснять...» Потом были фильмы «Молодой человек из хорошей семьи», «Тайна Золотой горы», «Команда-33»… Именно во время работы на Свердловской киностудии удалось Виктору Ивановичу познакомиться с легендами отечественного кино Николаем Крючковым, Георгием Юматовым... Старики любили повспоминать 30-е годы, когда они еще только пришли в кино. Потом на «Ленфильме» были съемки «Нечистой силы», где впервые пробовал себя в качестве киноактера Роман Карцев. А в соседнем павильоне делали «Собачье сердце», куда тут же пригласили темпераментного Карцева. Но так получилось, что «Собачье сердце» вышло на экраны страны раньше, и именно эта лента стала известна как его первый фильм. ...В 86-м году Виктор Григорюк поступил в труппу ярославского ТЮЗа. В связи с начавшейся перестройкой и сдачей «родной» киностудии в аренду прекратилась его бурная киношная жизнь, последние годы не радуют его и занятостью в театральном репертуаре. Виктор Иванович считает, что все актерство строится только на удаче, и, удивительно, он совсем не завидует своим более удачливым однокашникам. – Я только радуюсь за них и мысленно повторяю: «Дай Бог и впредь...» – говорит он. – Ведь смотря с чем сравнивать: сколько мы знаем талантливых, интереснейших актеров, которым так не повезло, что о них никто и не слышал никогда. А все его величество Случай... Что бы Виктор Иванович ни говорил, но тот самый Случай благоволит ему. Недавно получил приглашение от Владимира Воронцова поработать в камерном театре – сейчас его можно увидеть в спектакле «Русский ланч». Уже утвержден на роль в телесериале у Евгения Серова. Большое место в жизни Виктора Ивановича занимает концертная деятельность – читает Пушкина, Лермонтова, Есенина. Сейчас занят телевизионным проектом о великих людях Ярославля – хочет снять цикл передач о губернаторах города, от Мильгунова до ныне здравствующего Анатолия Ивановича. Несмотря на то, что в принципе с идеей телевизионного цикла все «культурные» начальники согласны, денег, как водится, нет. Но Виктор Иванович Григорюк не унывает. – Актер всегда должен надеяться, – считает он. – Надеюсь и я. Рано или поздно ветер переменится. Вот только годы подталкивают – пусть бы это случилось пораньше.