Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 29 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/49162/

С Артемом нам не страшен серый волк

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Позавчера малыши из ярославских школ изловили огромного волчину. Это необычайная история приключилась в стенах Собиновского зала филармонии. Серый был персонажем знаменитой музыкальной сказки Сергея Прокофьева «Петя и Волк».


Сперва, не подозревая ничего дурного, со сцены взахлеб пели Петины скрипки, альты и виолончели, веселой флейтой щебетала пичуга, бархатно мурлыкал кошкин кларнет, добродушно ворчал фагот дедушки, недовольного тем, что внук без разрешения вышел за калитку на лесную лужайку. Волк, не успев появиться, начал вести себя просто вызывающе, словно был он в лесу единственным хозяином. Во всю глотку дудел сразу в три валторны, к тому же у всех на глазах живьем проглотил ни в чем не повинную утку, и та покрякивала гобоем в его брюхе. Такое поведение серому, понятно, не сошло с лап. Отважный пионер Петя заарканил его за хвост и торжественно препроводил в зоосад – с помощью очень вовремя подоспевших охотников, вооруженных литаврами и большим барабаном. Дети от всего этого были в полнейшем восторге. Махали руками в такт дирижеру. После каждого номера устраивали оглушительные «ладушки» музыкантам губернаторского симфонического оркестра и за компанию – впавшим в детство вместе с ними маэстро Мураду Аннамамедову и гостю Ярославля – лауреату премии «ТЭФИ», автору популярных телепрограмм Артему Варгафтику. Предыстория у этого представления давнишняя. «Петю и Волка» Прокофьев написал по просьбе основателя единственного в мире детского музыкального театра Натальи Сац. Премьера этой сказки для оркестра и чтеца состоялась еще до появления на свет будущей телезвезды Варгафтика. Но, по его собственным словам, запись сказки с голосом Сац стала его любимой пластинкой чуть ли не с пеленок. Став профессиональным виолончелистом, Артем играл это сочинение много раз в разных оркестрах и готов побиться об заклад, что в нем не устарела ни единая нота. Правда, лауреат «ТЭФИ» не берется утверждать, что по количеству исполнений во всем мире «Петя и Волк» уже перегнал Моцарта. Но то, что прокофьевская сказка близка к этому, по его мнению, – факт. Только что компакт-диск с этой музыкой и очередной современной, на сей раз французской, версией произведения удостоен главной награды в области звукозаписи «Грэмми». Причем роли чтецов доверены в этом хите, всем на удивление, Софи Лорен, Биллу Клинтону и Михаилу Горбачеву. Ярославская версия, в общем, не отличается от авторской, той, что в 90-е годы ЯГСО много раз играл на детских концертах. От общительного и компанейского Варгафтика, не привыкшего лезть в карман за словом, поступило только два «ноу-хау», сразу принятых Аннамамедовым: вместе с представлением инструментов называть имена солистов, а тем, самым юным, слушателям, кто никогда вживую не видел пионера, – помочь кратким разъяснением: дескать, «пионеры – это такие хорошие мальчики». У позавчерашнего события будет продолжение. Весь новый цикл ток-шоу для Ярославля сам Варгафтик называет «композиторы с человеческим лицом», имея в виду для начала «Времена года» Антонио Вивальди с отнюдь не хрестоматийными, почти забытыми стихами автора и «Прощальную симфонию» Йозефа Гайдна, исполняемую при свечах. Директор Леонид Фрадкин совместный проект ЯГСО и Варгафтика назвал «филармонией на колесах». Остановки намечены в Иванове, Вологде и Костроме. На снимке: популярный телеведущий Артем ВАРГАФТИК в Ярославле.