Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 30 апреля 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/49179/

Александр Демьяненко.До и после Шурика

рубрика: Культура
Автор: Сергей КАПКОВ.

После фантастического успеха кинокомедии «Операция «Ы» у Александра Демьяненко не осталось собственного имени. До конца дней его звали Шуриком.


Актер страшно раздражался, злился, но со временем махнул рукой. «Если люди при виде меня вспоминают любимые фильмы и улыбаются, – значит, чуточку улучшают свое настроение», – говорил он в канун своего шестидесятилетия. Нет, на Шурика Александр Демьяненко уже не был похож совсем. Седой, немногословный человек в затемненных очках мало чем напоминал энергичного студента-блондина из далеких 60-х. Шуриком его называли по старой памяти, по-товарищески, по-родному, как до старости обращаются к близким друзьям и соседям. А Демьяненко так и не успел побыть стариком. Он умер в шестьдесят два – остановилось сердце, – не дотянув до операции всего лишь несколько дней. Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, да только много прогуливал. На первом курсе постоянно ездил домой, к отцу. Посреди занятия мог поднять руку: «Можно выйти?» – «Да, Саша», – разрешал педагог. Саша выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко все прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех: «Саша, приходи хотя бы на мастерство». А на третьем курсе в жизнь Александра Демьяненко ворвалось кино. Режиссеры Алов и Наумов пригласили его на одну из главных ролей в картину «Ветер». Студенту предстояло сыграть гимназиста Митю – застенчивого интеллигента, попавшего в бурный поток Гражданской войны. Может быть, потому, что сама картина была чересчур пафосной, громкой, эмоциональной, – образ тихого, застенчивого подростка как раз и привлек внимание. На актера «положили глаз» на «Ленфильме», и директор студии Киселев предложил ему переехать в Ленинград. Более того, чтобы у Демьяненко не оставалось никаких сомнений, ему тут же выделили квартиру и предложили главную роль в «Порожнем рейсе». Так, в 1961 году Александр Демьяненко навсегда переехал в Северную столицу. В начале 60-х он стал одним из самых любимых актеров отечественного кино. О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались его цветные и черно-белые фотографии, Демьяненко не успевал сняться в одном фильме, как уже его ждали на съемках другого: «Государственный преступник», «Сотрудник ЧК», «Взрослые дети», «Каин XVIII». А в 1965 году появился новый герой – Шурик. Когда Александр Сергеевич прочел сценарий «Операции «Ы», он сразу понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в советском кино еще не было. Гайдаю хотелось создать настолько светлый образ, что актера даже перекрасили в блондина, и впоследствии Александр Сергеевич с ужасом вспоминал, что в течение двух лет красили его беспощадно, безобразно, до волдырей на коже – краски в то время были жуткие. Хорошо еще, что, несмотря на все эксперименты, он не полысел. Близкие Гайдаю люди говорили, что режиссер видел в Шурике самого себя. Хотя внешне Гайдай и Демьяненко были абсолютно разными. Леонид Иович – высокий, тощий, как соломинка, а Александр Сергеевич – широкоплечий и ниже ростом. Но оба в жизни были мрачноваты, хотя и с большим чувством юмора. Шутили, не улыбаясь, и одной реплики было достаточно, чтобы все падали от хохота. Но после новых приключений Шурика – «Кавказской пленницы» – в жизни Александра Демьяненко начался новый период. Он вдруг выпал из обоймы снимаемых актеров. Не то чтобы выпал совсем, но главных ролей ему больше никто не предлагал. Как это часто случалось в советском кино, режиссеры испугались узнаваемости: а вдруг все видят в нем только Шурика? А вдруг фильм воспримут как комедию? А вдруг актер уже заштамповался и ничего не сможет сыграть? Возникла чудовищная пауза. Телефон молчал, тишина сводила с ума. Александр Сергеевич начал выпивать. Помогли друзья, стали звать на эпизоды. На рубеже 60 – 70-х Александр Демьяненко сыграл три великолепные роли: приказчика Илью Сохатых в «Угрюм-реке», Уткина в мелодраме «Мой добрый папа» и Тимофеева в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Первые две Александр Сергеевич очень любил. Сохатых – классический персонаж, мерзенький проходимец. Уткин – милейший человек, интеллигент, любящий отец и муж, гибнущий на фронте в первые же дни войны. Таких ролей в биографии актера больше не было. Изобретатель Тимофеев – другое дело. По каким причинам Гайдай вновь пригласил на съемочную площадку Демьяненко, теперь неизвестно. Возможно, таким образом режиссер решил поставить точку в эпопее с Шуриком и довести его историю до логического завершения – бывший студент стал инженером и изобрел машину времени. Так или иначе, но булгаковский изобретатель Тимофеев получил имя Александра Сергеевича, а в жены – героиню фильма «Операция «Ы» Лиду (Наталья Селезнева). Отдушиной для Александра Сергеевича стал дубляж. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро. А Донатаса Баниониса он озвучивал чуть ли не во всех российских фильмах. Говорят, литовский мэтр однажды даже написал бумагу с просьбой, чтобы его всегда дублировал Александр Демьяненко. Самому же Александру Сергеевичу эта работа была безумно интересна, будто он сам играл на экране и переживал те эмоции. Да и заработок какой-никакой, можно было нормально жить. В конце жизни судьба преподнесла сериал «Клубничка». Каждый день снималась новая серия. Актер жил в Москве, сначала в гостинице, затем – в съемной квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в «Приюте комедианта». И никогда Демьяненко не устраивал истерик, ни разу не сорвал работу группы. Лишь попросил поставить ему за декорациями диванчик. «Диван имени дяди Саши» – как в шутку называли его молодые актеры. На съемках «Клубнички» у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию – это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи сказали – язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал. Ему нужна была срочная операция, но слово «шунтирование» даже боялись при нем произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги на собственное спасение. Он очень любил свою семью. Летом 1999 года стояла страшная жара. Александр Сергеевич по настоянию врачей готовился к коронарографии, которую оттягивать уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда все врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. Не успели... 22 августа Александр Демьяненко умер. Об уходе Шурика написали все газеты, сообщили все телеканалы. А на похороны актера пришли сотни людей, и стояла такая тишина, какую он очень любил. Хорошие, добрые слова о нем говорили тихо и спокойно. А после похорон он приснился Лике. В красном плаще и прекрасном настроении. На все вопросы весело ответил: «У меня все замечательно! Я встретился со своим дедушкой, и у нас тут все – в персидских коврах!..» KM.RU