Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 12 мая 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/49287/

Художник из Норской слободы

рубрика: Культура

Исполнилось 240 лет со дня рождения известного русского художника, профессора Петербургской академии художеств Григория Угрюмова. Он вошел в историю русского искусства как основоположник национальной школы исторической живописи.


Когда говорят об искусстве Ярославля, прежде всего вспоминаются фрески XVII века в местных храмах, известность которых в какой-то мере заслонила от историков творчество мастеров XVIII – XIX веков. По этой причине сложилось мнение, что Ярославль якобы был очень беден художниками – живописцами позднейшего времени. Однако мнение об упадке ярославской школы живописи в XVIII веке явно ошибочное. Архивные источники свидетельствуют о другом. Так, Василий Сыромятников, один из первых ярославцев, связанных с академией художеств, в 1770-х годах писал, что «получил знания в портретном художестве от разных мастеров в городе Ярославле». Отец Григория Угрюмова, Иван Михайлович, выполнял заказы для Царского Села. Детские годы Григория Угрюмова сложились на редкость счастливо, и связаны они с Норской слободой. Близкое знакомство его отца с графом Петром Шереметевым (они состояли в комиссии по составлению новых законов России) и покровительство влиятельной особы способствовали тому, что в шестилетнем возрасте Гриша Угрюмов был принят в воспитательное училище при академии в числе воспитанников третьего со дня основания приема. Прошел полный курс Петербургской академии художеств и в числе лучших ее выпускников был направлен для совершенствования мастерства в Италию. Его программная работа «Агарь с сыном Измаилом» (1785 г.) была удостоена малой золотой медали, дававшей право заграничного пенсионерства. После четырехлетнего пребывания в Риме он вернулся в Россию в ноябре 1790 года и вскоре занял место преподавателя исторической живописи в академии художеств в Петербурге. К этой должности он приступил с сентября 1791 года. Есть основания полагать, что в этот промежуток времени он мог находиться у родственников в Норской слободе в Ярославле. Вероятно, здесь им был создан «Портрет купца». Это кто-то из местных «властителей», судя по его внешнему виду и осанке. Возможно, на портрете изображен кто-то из родственников художника, о чем говорит фамильное сходство с самим Григорием Угрюмовым. В историю искусства вошли произведения художника, посвященные национальной истории. Среди них выделяются «Возвращение Александра Невского во Псков после победы», «Взятие Казани» и другие. Наиболее известна его картина о русском богатыре Яне Усмаре. Значительна роль Угрюмова и в становлении русской школы портретной живописи. Учениками Григория Ивановича были такие мастера, как Шебуев, Егоров, Андрей Иванов, Кипренский, Брюллов, прочно занявшие видное место в истории русского искусства. Его можно считать одним из основоположников направления в портретной живописи, где главными героями были представители третьего сословия. Сергей ПЕНКИН, искусствовед.