Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 18 мая 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/49345/

В афише только шедевры

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Благородный странствующий рыцарь, великий борец со злом из романа Сервантеса «Дон Кихот» откроет в Ярославле гастрольное лето. О том, как это будет, рассказали организаторы недельных (с 1 по 7 июня) гастролей на Волковской сцене: директор-распорядитель Музыкального театра имени


К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Сергей Щербаков, ведущий менеджер, театровед Ирина Черномурова и художественный руководитель балета этого театра, народный артист России, лауреат национальной премии «Золотая маска» Дмитрий Брянцев. Итак, в афише – «Дон Кихот», «Жизель», «Тщетная предосторожность». По словам Брянцева, то был выбор ярославских партнеров, показавших «завидный вкус». Ими стали дирекция Волковского театра и филармония, губернаторский симфонический оркестр под управлением Мурада Аннамамедова. Гастрольные спектакли пойдут под живую музыку. Наслышанный об успехах нашего оркестра и его талантливого руководителя, Брянцев с коллегами не преминул в преддверии гастролей приехать в Ярославль, чтобы послушать музыкантов Аннамамедова на одном из концертов в Собиновском зале. Все три балета (каждый из них будет показан дважды) – золотой фонд отечественного и мирового искусства. Над тайной их вечной молодости до сих пор размышляют искусствоведы. Возраст самого почтенного в этой троице – уморительно веселой комедии «Тщетная предосторожность» на музыку француза Луи Герольда – не меньше двух столетий. Ее симпатичным героям Лизе и Колену, умеющим постоять за свою любовь, азартно аплодировал еще Пушкин. Оригинальная редакция этого «вечнозеленого» сочинения (под названием «Соперницы») семь десятилетий назад и положила начало балетному репертуару театра. В Ярославль москвичи везут одну из лучших современных версий балета – в хореографии лауреата премии имени Мариуса Петипа в Париже, обладателя многих других наград и регалий Олега Виноградова. Немного моложе «Тщетной предосторожности» – «Жизель» на музыку Адана – шедевр романтического балета, когда танец впервые воспарил над землей, поднявшись на пуанты. Русская его премьера с несравненной Еленой Андреяновой состоялась всего через полтора года после парижской – под новый 1843 год. Эта версия продержалась на столичных подмостках лет сорок. Затем в пору своего расцвета за «Жизель» взялся первый хореограф России Петипа. Он освежил пластику, кое-где пантомиму заменил танцами, поубавил в финале мрачноватой мистики. Именно эта постановка, в начале прошлого века корректно восстановленная Михаилом Фокиным к парижскому дягилевскому «Русскому сезону» 1910 года, вошла в историю современного балета. Ее и увидят ярославцы. Бережно сохраняет труппа Брянцева все лучшее и в сценической родословной «Дон Кихота». Зажигательная «дансантная» музыка инспектора, позже штатного композитора дирекции императорских театров, обрусевшего чеха Минкуса 135 лет назад писалась по режиссерскому плану Петипа, на сюжет новеллы из второго тома романа Сервантеса о том, как великодушный идальго помогает соединиться возлюбленным Китерии и Базильо (в балете Китри и Базиль). Тогда впервые на российской балетной сцене с ее непременными феями, эльфами, сказочными принцами появились вполне земные герои из пестрой городской толпы: уличные торговки и менялы, завсегдатаи таверн, бродячие музыканты. Позже Петипа много раз переделывал московского «Дон Кихота» для императорских театров, спектакль становился танцевальнее, академичнее, при этом постепенно теряя достоинства первой постановки, ее связь с литературным первоисточником. Раннюю версию Петипа три десятилетия спустя талантливо воссоздал другой реформатор балетного театра Александр Горский. Он тяготел к мхатовским традициям, стремился к полноте жизни на сцене, к тому, чтобы пластика правдиво выражала движения души героев. Артисты в самом высоком смысле слова всегда были в особой цене в этом театре. Здесь начинал Марис Лиепа, блистали Виолетта Бовт, Элеонора Власова, Маргарита Дроздова, Вадим Тедеев. Мы попросили Дмитрия Брянцева представить исполнителей, тех, кого увидят ярославцы. «Такой звездный состав мы редко собираем даже в Москве», – сказал балетмейстер, подтвердив свои слова именами Натальи Крапивиной, Оксаны Кузьменко, Натальи Ледовской, болгарина Георги Смилевски, Виктора Дика. Проект, между тем, не коммерческий. Театр на Большой Дмитровке переживает сейчас трудные времена. В самом разгаре начатая два года назад реконструкция. «Межсезонье» заполняют зарубежные и российские гастроли. Первый выезд балета Брянцева на родину русского театра стал возможным лишь при поддержке правительства Москвы. Так что проблемы оплаты контракта с оркестром, транспортные и все остальные решаются отнюдь не за счет зрительского кошелька, без удорожания билетов. Их цена (от 100 до 400 рублей), на взгляд директора-распорядителя Сергея Щербакова, вполне доступна широкому кругу любителей балетного искусства. Все три спектакля ярославцы посмотрят не в облегченном выездном варианте, а в том виде, как они идут в Москве. Труппа приедет в полном составе – 72 человека. Заказаны три стокубовые фуры – для перевозки пластикового настила и комплекта декораций, реквизита и костюмов. Кстати, если в антрактах «Дон Кихота» зрители услышат английскую речь, то Брянцев просит ярославцев не удивляться. Спектакль (а заодно и реакцию публики) намерена воочию оценить продюсерская группа из Лондона. К будущему показу неувядающего «Дон Кихота» в столице Великобритании.