Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 27 мая 2004
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/49507/

Двадцать лет совсем не возраст

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Юбилей


День рождения – замечательный праздник! Цветы, подарки, ты – в центре внимания, и собравшиеся тебя поздравить люди громко, не стесняясь, говорят о том, какой ты замечательный, умный и талантливый, и вообще «здесь ничего бы не стояло, когда бы не было тебя». А если юбиляром является не отдельно взятый человек, а целый театр? Это событие уже не вмещается в уютные рамки домашнего праздника, а широко и торжественно, «маршевым шагом с песней веселой» выходит на улицы города. Сегодня свой день рождения празднует Театр юного зрителя. Ему исполнилось 20 лет. Накануне юбилейных торжеств мы накоротке – и на бегу! («Некогда, некогда, я опаздываю на репетицию!) – успели пообщаться со старожилами театра. Сергей Викторович Розов, первый главный режиссер ТЮЗа: – Тем, кто этот театр обживал, в цифру 20 верится с трудом. И между тем все помнится так ясно, как будто это было совсем недавно: как мы открывали это здание, как все работали – актеры, режиссер – в качестве чернорабочих... Я помню, как мы впервые вышли на сцену, и она показалась нам такой огромной, что было непонятно вообще – как здесь можно играть. Перед первым спектаклем «Вечно живые» у нас была всего одна репетиция на сцене. И вот бытовая сцена с Вероникой и хозяйкой, у которой та снимает квартиру. И хозяйка (ее играла Эльвира Капустина) по пьесе уходит за кулисы за чаем. Пустое пространство, акустика, топ­топ­топ – теряются где­то в глубине закулисья ее шаги... И я помню ужас в глазах актрисы Чарковской, которая осталась одна и ждет своего чая, а хозяйка просто исчезла из виду и непонятно, когда вернется. Потом мы, конечно, освоили эту сцену – был даже спектакль, в котором мы ездили на роликах... И я счастлив, что ваш..., наш..., словом, общий театр сейчас на таком хорошем счету. Если какие­то основы подхода к творчеству, к актерской этике и гражданской позиции театра в обществе нами, первопроходцами, были определены верно, значит в сегодняшних победах ТЮЗа есть и капля моего участия. Счастья вам, творческой радости и умения получать удовольствие от того, что нам просто дозволено выходить на сцену. За это счастье можно простить жизни многие другие лишения и недоработки. Поздравляю вас всех, люблю, помню! Виктор Иванович Григорюк, заслуженный артист России: – С Театром юного зрителя я познакомился на гастролях в Нижнем Новгороде. В то время я там работал, а ярославцы привезли прекрасный спектакль «Мельница счастья» по пьесе Мережко. Зал был переполнен, изумительное оформление Саши Сиротина просто поражало... Словом, гастроли имели бешеный успех. А некоторое время спустя, 18 лет назад, мы с супругой оказались в Ярославле. Первое впечатление от ТЮЗа было колоссальное! Таких зданий в ту пору в стране было не сыскать. Да и стремительный ввод в репертуар остался в памяти. «Репетируем «Золотой ключик». Вы будете Дуремаром! – «Я – Дуремар?! Да я приехал из солидного театра, играл серьезные роли...» – «Теперь вы – Дуремар!». Но труппа была очень сильная, я быстро втянулся в незнакомую стилистику театра... Марина Константиновна Карабанова, актриса: – Мне почему­то всегда вспоминаются наши гастроли в Польше. Это была первая серьезная поездка театра за рубеж, волновались все ужасно. Тем более, что спектакль, который мы там показывали – «Мастер и Маргарита» Булгакова, – был поставлен Станиславом Таюшевым. А сам Таюшев к тому времени из театра уходил, и, как каждый уход главрежа, воспринималось это событие очень неоднозначно. Естественно, внутренние коллизии и волнения отражались на постановке. Но когда до начала первого спектакля (а он был сам по себе очень необычным, шел два вечера) оставались считанные минуты, нам всем одновременно так захотелось показать себя, свой театр, свой город, да что там – свою страну! – что актеры играли так, как они никогда не играли до этого, ни после этого. Те два дня на сцене было настоящее Искусство, ради чего люди и приходят в театр. Когда я вспоминаю о том спектакле, всегда думаю: дай Бог нашему театру пережить это дивное состояние причастности к великому таинству еще много­много раз. Юрий Аркадьевич КЛИПП, заслуженный артист России: – В труппу ТЮЗа я попал совершенно случайно, как в детской песенке «не думал, не гадал он, никак не ожидал он...» Приехал в Ярославль в отпуск (я тогда работал во Львове в Театре Советской Армии), а тут весь город готовится к открытию нового театра. Я, конечно, тоже поинтересовался, что это за театр такой? А меня тогдашний директор Ваховский и главный режиссер Виктор Розов сразу же стали приглашать на работу. Знаете, чем меня подкупил Розов? Бесконечными монологами о том, что это «молодой театр, молодая труппа»... Это слово «молодой» так засело в моей голове, что я понял – это шанс встряхнуться и действительно «омолодить» свою жизнь. А через некоторое время мне предложили самостоятельную работу – поставить моноспектакль «Записки сумасшедшего» на малой сцене. Для меня это было очень серьезным творческим экзаменом. Конечно, за эти годы ТЮЗ стал для меня настолько родным, что роднее не бывает. Владимир Павлович Крупин, актер: – Я пришел сюда после окончания нашего театрального училища в 83­м году – работаю здесь ровно двадцать лет, с первого дня, с самого первого спектакля. Это были для меня самые счастливые дни – Розов­младший ставил, Розов­старший приезжал на премьеру. Такая была замечательная труппа, жили дружно, как одно целое. Сейчас немного не та обстановка в театре, «не так горят глаза, иначе кудри вьются». Может, появилась эта червоточина тогда, когда театр пытались разделить надвое – «реализацией плана ГОЭЛРО» мы называем то время. Вот сейчас живем без главного режиссера, без очередного – с одними приглашенными. Стариков стали мало занимать – тоже не повод для радости. Силы еще есть, желания работать – хоть отбавляй, поэтому я жду новой роли. Юрий Иванович Иванов, заслуженный артист России: – Здание театра было таким долгостроем, что уже никто и не верил, что он когда­нибудь закончится. Я уехал в другой город, но едва услышал о том, что набирается труппа для ярославского ТЮЗа, все бросил и приехал сюда. Уже начались репетиции «Вечно живых», а мы все в свободное время таскали мусор, устраивались в гримерках, приноравливались к акустике сцены – обживали театр. Главное, что я вспоминаю о том времени – с какой любовью, с какой охотой собрались артисты из разных городов, чтобы начать новое дело. Это было по­настоящему здорово! Все молодые, глаза горят... В театре даже свой детский сад был – жили практически на работе. Да и не было это никогда для нас только работой. Я счастлив, что жизнь распорядилась так, чтобы я оказался здесь. Татьяна Эдуардовна Шаликова, заведующая литературной частью: – Я прежде всего вспоминаю людей, которые от нас уже ушли. Навсегда. Саша Сиротин... Наш первый главный художник, величайший, талант­ливый художник. Он приехал сюда сразу после окончания школы­студии МХАТа, работал с удовольствием, с таким азартом брался за любое дело. Он понимал, что здесь надо жить, здесь нельзя работать от и до, иначе театр тебя отвергнет... Владимир Толубеев – мощный актер с поразительной энергетикой. Едва он появлялся на сцене, все внимание мгновенно приковывалось к нему. Он как никто держал ту знаменитую театральную паузу, и ни один зритель в зале даже не мог шелохнуться... Игорь Викторович Баранов, заслуженный артист России, работал в театре с первого дня. А сколько замечательных актеров, которые начинали именно здесь, сейчас работают в других театрах страны. Андрей Гаркави, например. Актер от Бога, обладающий поразительной энергетикой – вся молодежь была у его ног. Он уже давно работает в Риге... Наташа Щербович начинала наш театр, сейчас живет в Америке. Я тепло и с нежностью в сердце вспоминаю все эти имена, и именно люди – ушедшие и те, которые рядом – стали для меня тем, что я называю «мой театр». Наталья Николаевна Прокина, директор: – С одной стороны, эти годы пролетели как один миг, а с другой – уже выросли наши дети в этих стенах. Есть этапные вехи, знаковые спектакли... И в то же время именно в 20 лет можно мечтать о бесконечном будущем нашего театра. Потому что здесь собрались люди, для которых он стал не просто работой – стал болью, радостью, вдохновением..., и уж извините за высокий стиль, стал судьбой.