Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 02 ноября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/497/

История живописи в кнопках

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ

Известный петербургский художник-экспериментатор Андрей Чежин, пожалуй, единственный в мире человек, которому удалось привести все современное искусство к одному знаменателю. В качестве элемента, объявшего необъятное, выступила... обыкновенная канцелярская кнопка. Проект Андрея Чежина «Кнопка и модернизм» стал «гвоздем» юбилейных мероприятий, приуроченных к пятилетию художественного проекта «Петербург – Ярославль – Петербург», проходящих в Ярославском художественном музее.


Несколько десятков фоторабот, выполненных в бежево-коричневой цветовой гамме. На первый взгляд главное действующее лицо одно – кнопка. Она в первую очередь бросается в глаза. Но пространные авторские комментарии к каждой работе уверяют зрителя, что в них есть и подражание Модильяни, и много чего еще. То есть мы видим не просто канцелярские принадлежности, а кнопку, осмысленную и изображенную в концепции творчества конкретного художника.

Вполне уместный вопрос – а почему, собственно, кнопка? – задают, очевидно, все, кому не лень. Посему ответ у Андрея Чежина отскакивает от зубов. Дело было так. На заре туманной юности, когда он, начинающий фотограф, еще только приступал к своим первым экспериментам с камерой, то целый год изо дня в день снимал самого себя. В итоге так насмотрелся на себя любимого, что вырезал огромную кнопку и закрыл ею свое лицо. Этот автопортрет с кнопкой стал своеобразной визитной карточкой Чежина.

– Когда я делал эту работу, думал просто поиграть. Ну и заигрался...

– А с чего начинается ваше переосмысление того или иного автора?

– Я иду в библиотеку и смотрю каталоги по современному искусству. Если какой-то художник задевает за живое, я досконально изучаю его творчество, пытаюсь понять, как он мог бы обыграть кнопку.

За многолетнее сотрудничество кнопка-муза нисколько не разочаровала Чежина. Напротив, Андрей находит все новое и новое применение своему кумиру. К примеру, обнаруженные на свалках сломанные, утратившие свои первоначальные функции предметы Чежин красит в черный цвет и «обкнопливает». Получается некий стильный арт-объект. Хоть на выставку его, хоть в подарок экзальтированному поклоннику.

Сегодня канцелярские кнопки для Андрея не только рабочий материал, но и объект для коллекционирования. Правда, удостаиваются этой высокой чести лишь старые, проржавленные, со сломанными ножками-треугольниками – словом, видавшие виды – кнопки.

– Где вы их берете в таком количестве?

– Для коллекции – выколупываю отовсюду. Для работы – скупаю оптом в канцелярских магазинах.

А вот современные пластиковые стильные разноцветные канцелярские скрепочки-кнопочки Андрея Чежина совсем не интересуют. Почему? Ну, не прикалывают они художника, и все тут.

– Что самое трудное в вашей работе?

– Честно? Самой большой проблемой для меня было придумать описание кнопки.

– ?!

– Кнопка – это советская, металлическая, круглая пластинка с выбитым и отогнутым на 90 градусов треугольным острием, предназначенная для крепления.

Неожиданный взгляд художника на историю искусства ХХ века – сквозь треугольный кнопочный прицел – нашло признание не только в художественной среде северной столицы. С равным успехом Андрей Чежин выставлялся в Берлине, Нью-Йорке и Хьюстоне.