Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 25 июня 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/49937/

Узнать себя во всем...

рубрика: Культура
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА.

Жизнь Арины Максимовой, хотя ей только шестнадцать, полна таких событий – на первый взгляд случайных, – что можно отчетливо прочертить линию судьбы, которая идет через испытания, крушение планов и успех. Арина пока не решила, как точнее сказать о себе – «художник, пишущий стихи и музыку» или «автор песен, занимающийся живописью». А может быть, кто-то еще?


В начале лета встретиться с Ариной оказалось непросто. – Вечером иду показывать написанную недавно песню одному из ярославских бардов, его мнение для меня очень важно, – говорит она по телефону. – Завтра? Тоже никак: утром экзамен по математике, а вечером готовлюсь к сессии, которая началась в художке. Арина заканчивает первый курс Ярославского художественного училища и одновременно сдает выпускные экзамены за курс общеобразовательной школы. А еще она то и дело ездит в Москву, где в Театре имени Наталии Сац берет уроки вокала. Голосом природа ее тоже одарила. Артист и педагог театра Виктор Богаченко, который занимается с ней, настойчиво предлагает девушке более серьезно отнестись к своим вокальным данным. Музыкой Арина была окружена с детства, заниматься начала с трех лет. Поначалу играла «с рук»: педагог показывал – она тут же повторяла. Точнее даже было бы назвать музыку не занятием, а образом жизни. Никто не заставлял ее садиться за фортепьяно, наоборот – не могли оттащить от него. Кроме как на учебу в музыкалке при Собиновском училище энергии девчушки хватало на занятия бальными танцами – весьма успешно: участвуя в разных танцевальных турнирах, она обязательно выходила в финал. А еще неплохо рисовала. Лет в семь или девять – Арина уже не помнит точно – она сочинила свои первые песни. На запавшие в душу строки «недетского» стихотворения Ивана Бунина «Северная береза» и к мифу «Орфей и Эвридика». Но сама Арина считает: по-настоящему все началось в одиннадцать лет. К юбилею папы она решила сделать оригинальный подарок. Сочинила стихи, положила их на музыку – получилась «Песня о Рыбке». Историю о маленькой жительнице речки, которая однажды, вздумав осуществить свою мечту, уплыла в огромное море, оценил не только папа. Эта песня принесла удачу Арине на фестивале бардов, проходившем в 2002 году на берегу Плещеева озера. Юной исполнительнице барды вручили диплом с явным намеком: «За большое будущее маленькой рыбки». А дальше песни создавались одна за другой, в основном на чужие стихи. В соавторы Арина выбирала Петрарку, Ахматову, Набокова, Цветаеву, Мориц. Любовь к серьезной поэзии появилась, скорее всего, благодаря домашним поэтическим вечерам, которые устраивали родители вместе со своими друзьями. А еще, конечно, благодаря книгам стихов, которыми заполнены полки в доме. Самый любимый способ создания песни, поделилась секретом Арина, – открыть новый сборник стихов на первой попавшейся странице и... написать музыку к прочитанному стихо­творению. Можете попробовать. Вдруг что-то да получится. Любимый час творчества, как у всех поэтов, – вечер, а лучше ночь. – Когда все вокруг спят, – говорит Арина, – в полумраке и тишине рождается мелодия. А при ярком свете обычно ничего не происходит. Большинство своих песен она создала дома на диване. Но есть у нее особенно любимое место – заповедная деревня Семёнково в Мышкинском районе, где каждое лето семья снимает дом. Там, на полуострове, образованном слиянием двух речек, растут корабельные сосны, прогретые солнцем, которое, кажется, здесь светит всегда, в лесу встречаются бобры, а в небе парят беркуты. Но главное, как сказала Арина: – В других деревнях никакой тайны не осталось. А тут она есть. В Семёнкове были написаны, например, такие вещи, как «У камина» на стихи Фета, «Положи этот камень на место» (слова Ю. Мориц) и песня на собственные стихи «Кончается лето». Аккомпанирует себе Арина на гитаре. Первые уроки игры на ней она получила от своего дяди, не профессионала, а обычного любителя. Фортепьяно пришлось оставить. Из-за чрезмерной любви к музыке и постоянной игры на инструменте, особенно во время подготовки к одному из городских конкурсов, Арина «переиграла» руку. По-научному диагноз звучит слишком сложно, а на понятном языке он означает, что человек не может подолгу играть из-за сильных болей в руке. Когда Арина поняла, что больше не сможет играть, мир для нее как будто закрылся. Казалось, больше ничего в жизни не будет. А ей только девять лет... Но всегда если закрываются одни двери – открываются другие. Как-то раз мама Лариса Федоровна взяла дочь за руку и повела на выставку в галерею «Арс-Форум». Там были выставлены работы Олега Рожкова. «В каждой его картине очень много света, но главное – в них есть трепет жизни. Каждая веточка растет. В каждой луже отражается солнце», – такую характеристику дала мастеру Лариса Федоровна. Работы Олега Рожкова говорили об очевидном: жизнь не прекращается, и значит, останавливаться нельзя. Может быть, тогда появилось у Арины ощущение неслучайности каждой встречи, сохранившееся по сей день. Что было бы, если бы не пришли они на ту выставку, не увидели тех картин? Узнав телефон Олега Георгиевича, в тот же день мама попросила его посмотреть рисунки дочери. Тот оценил способности Арины – стал давать ей уроки живописи. Художник задавал тему рисунка, послушав рассказы своей ученицы о любимой кошке, о себе самой, о жизни. На каждом этапе выделял «шедевр» – лучшую работу. Советы мастера не были вмешательством в рисунок, все показывается на отдельном листе, а если с чем-то Арина не соглашается, учитель просто говорит: «Тогда – как хочешь». Еще одной «случайностью» в судьбе Арины стала встреча с московским театральным режиссером Константином Корниенко, который услышал ее песню на стихи Пушкина «Ты видел деву на скале...». В это время он ставил вместе с театральной школой из Берлина и ярослав­ским детским театром «Лада» спектакль «Алые паруса» по феерии А. Грина и искал подходящую музыку. Произведения в то время четырнадцатилетней Арины он посчитал наиболее соответствующими духу постановки. Немецкие участники проекта сделали аранжировку – появился, как сегодня модно говорить, саундтрек к спектаклю. А вот к следующей постановке театра «Лада» – спектаклю «Никто не поверит» – музыку Арине, как заправскому композитору, уже заказали. Песни на этот раз аранжировали профессиональные музыканты. Чем будет заниматься Арина завтра? Писать стихи, создавать картины, а может быть, станет композитором? Во всяком случае, то, чего она достигла сегодня, – явно не предел. У нее есть песня, написанная на стихи Юнны Мориц, которая, пожалуй, как нельзя лучше характеризует девушку. Арина Максимова, безусловно, из тех людей, «...кто ищет случай узнать себя во всем». Она не называет себя художником, композитором или поэтом, чтобы не ограничивать свой мир рамками определений. – Когда занимаешься разными вещами, – говорит она, – появляется больше возможностей жить интересно. Возможно, точку в этой фразе следует ставить после слова «жить».