Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 23 июля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/50453/

Выживать, так весело

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Крылатое выражение «умирать, так с музыкой» скульптор из Санкт-Петербурга Андрей Сазонов перефразировал для себя так: «Выживать, так весело».


Впрочем, морской штурман по образованию, Андрей скульпто-ром в полном смысле слова себя не считает. «Я скорее конструктор», – представился он, открывая выставку «Новая среда выживания» в ярославском центре современного искусства «Арс-Форум». То, чем профессионально занимается Сазонов, его коллеги называют «дамп-конструкцией», что в переводе на язык зрительский примерно означает «родом со свалки». Свои неопознанные нелетающие объекты гость Ярославля сваривает из выброшенных железяк и отслужившей утвари, вроде худых чайников. Получается действительно весело. Чайник с вертушкой-пропеллером, как у вертолета, – «Звук победившего пара». Этажерка из трех чайников с моторчиком и диковинными рычагами – «Секрет тройной заварки». Сазонов сотворил «Ловушку для духов» (с ударением на «у»), изобразил в металле... «Ветер», придумал «Антеноид № 2». Посмотреть всю эту прикольную невидаль можно вместе с кадрами его друга – старожила ленинградского андеграунда, фотографа Владимира Пешкова, конструктора нестандартных музыкальных инструментов (дребездобездофонов), известного острослова и повесы. На его черно-белых снимках увековечены молодые БГ, Курехин, Чекасин, Шемякин, Бугаев-Африка. Канцлер – хранитель печати филиала всероссийского барковского клуба «Граф Казанова», Пешков не прочь пофилософствовать с камерой в руках. Снимает крупным планом тень или трещину на стене, ржавую дверную щеколду, обшарпанные ступени парадной лестницы, узел троса, торчащего из земли, – всю эту сотворенную людьми большую свалку, среди красот которой без юмора выжить ну просто нет никакой возможности. Своя защита на все случаи жизни у Товарищества ростовских художников: ни при какой погоде не забывать, кто мы и откуда. День в день с питерцами Ростов Великий устроил вернисаж с музыкой и танцами. В залах Союза художников красавицы в сарафанах и кокошниках водили хороводы, соловьем заливалась солистка ансамбля «Зарянка» Елена Тарадай. Заслуженный художник России эмальер Александр Алексеев с чувством говорил о судьбах древнего промысла финифти, в перестройку брошенного, теперь, слава богу, выжившего – вернулся на круги своя в первоочередном качестве иконной живописи. На ретроспективной выставке ростовчан есть много такого, чего ни в каких галереях не увидишь. По мастерским и квартирам собраны миниатюры Куландина, Кочкина, Грудинина, Матаковой, супругов Михайленко – золотой фонд ростовской финифти. Можно оценить, чего стоит как рисовальщик их коллега, лауреат Репинской премии Хаунов. Не только образа на эмали, но и станковую живопись разных лет показывает нынешний председатель товарищества Виктор Поляков. Сразу несколькими авторами и жанрами представлены Алексеевы. В семейной «артели» Александра Геннадьевича пятеро: его супруга, дочь и два сына – все пишут. Целую двухэтажную витрину занимает чернолощеная керамика. На Всероссийской кустарной выставке 1902 года в Петербурге посуду из Ростова наградили дипломом и закупили для Русского музея. Ко времени хрущевской «оттепели» тысячелетнюю технологию совсем забыли. Возродила ее уже к концу века мастерская А. Шабалова, открытая семь лет назад по благословению настоятеля ростовского Успенского собора. Устроители вернисажа привезли печальную весть: в мастерской приключился пожар, и посудных дел мастерам ничего не остается, как начинать все сызнова.