Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 31 августа 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/51146/

Ладья с космическим гвоздем

рубрика: Культура
Автор: Сергей КУЛАКОВ.

Герой России космонавт Валерий Токарев лично вбил медный гвоздь в восстанавливаемую после пожара деревянную ладью «Князь Василько». Помогавший ему главный мастер-корабел Павел Челкак заметил, что если в этом месте образуется брешь, то будет известно, кому предъявлять претензии. Такая сцена разыгралась в День города на частной судоверфи в Ростове Великом, отмечавшем 1143-ю годовщину первого упоминания его в летописи.


Не один год на берегу озера Неро рядом с Ростовским кремлем строят суда по старинным чертежам. Хоть и центр города, но все поросло высокой травой. Первое, что бросается в глаза на дворе, – останки ладьи «Князь Василько». – Она вышла на просторы озера Неро еще минувшим летом. На зиму мы вытащили ее на берег. Во время новогодних праздников бдительность сторожей ослабла. Местная детвора разожгла костер на носу корабля, и половина его сгорела. А вот судовая икона сохранилась, мы отвезли ее на реставрацию в Москву, – рассказал управляющий верфью Станислав Скатерников. Идея построить ладью, на какой в XIII веке мог ходить по озеру Неро князь Василько, родилась у жителя Санкт-Петербурга Сергея Актаева. В подмастерья он взял ростовских энтузиастов, деньги выделили местные предприниматели, увлекшиеся идеей Актаева. Однако своих средств не хватило. И тут появились вездесущие москвичи, весьма охотно инвестирующие деньги в развитие туризма в малых городах России. Они создали некоммерческое партнерство «Наследие Ростова Великого». Питерский корабел отошел от дел, поэтому главную роль в создании судна сыграл живущий в Ростове отставной офицер Павел Челкак. – Фактически «Князь Василько» на девяносто процентов построен моими руками, – рассказывает мастер-самоучка. – Ладья строится по древним технологиям, но в соответствии с современными требованиями. Чертежи мы взяли из книг. Я с детства читал про викингов, так что наши ладьи – это воплощение моей мечты. На стапелях верфи стоит уже практически готовая вторая ладья – «Алеша Попович». Заканчивается настил палубы. Рядом я увидел еще не установленную на носу голову быка. Павел Челкак объясняет, что она означает: – Славяне были народом мирным, поэтому и украшения у них были мирные – лебеди, лошади или быки. Это у викингов на кораблях стояли драконы, пугавшие врагов. Заместитель ростовского главы Александр Сергеев, осмотрев габариты «Алеши Поповича», усомнился, что он сможет ходить по заиленному озеру Неро: – Слишком большой, «на животе» будет ползти. – Да у него осадка всего 80 сантиметров. Для Неро – как раз самое то, – возразил корабел. – «Алеша» сможет принять на борт 25 человек. В планах мастеров – создание ткацкой и кузнечной мастерских, которые будут показывать туристам. Но главная приманка – все же древние ладьи. И кажется, она срабатывает. – Восстановим «Князя Василько», и будущим летом спустим на воду оба судна, – пообещал Станислав Скатерников. – Будем катать гостей. В прошлом году пожилые интуристы, заплатив деньги, сели на банки и с удовольствием гребли. Чтобы не ждать попутного ветра, на ладье помимо прямого паруса будет стоять и мотор. Ростовские власти довольны: усилиями энтузиастов на «туристской тропе» появится еще один объект. Значит, в местный бюджет польется денежный ручеек. А чтобы заросли бурьяна не отпугивали интуристов, корабелам пока велели травку выкосить.