Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 31 августа 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/51149/

Пусть никто не понял…

рубрика: Культура
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА.

Современное авангардное искусство – нечастый гость в наших палестинах. И тем не менее в Ярославль модерновые штучки не только «пущают», но еще и предоставляют для них священные (с точки зрения традиционалистов) площадки. На днях Ярославский художественный музей открыл ни много ни мало парадный зал для… перформанса. На фоне живописных полотен прошлых веков публика увидела весьма нетрадиционное зрелище. Разыграли его Олег Сулименко и Ольга Швачко.


Себя Олег называет хореографом, хотя имеет диплом конструктора-механика, полученный в Баумановском институте. Москвич, живущий сегодня по большей части в Вене, не в первый раз приезжает в Ярославль. На этот раз вместе с Ольгой Швачко, достаточно известной среди завсегдатаев художественных выставок, он явил импровизацию «Кто ничего не понимает, тот должен ничего не помнить». На протяжении примерно сорока минут Он и Она совершали странные телодвижения, время от времени застывая в какой-либо позе. Все это очень напоминало детскую игру «Морская фигура, замри!». С точки зрения «нормальных» людей Ольга и Олег просто валяли дурака, а пришедшие на это смотреть зрители, выложившие к тому же по 50 рублей за билет, – в лучшем случае такие же чудики. Ни те ни другие участники действа на подобные определения не обижаются. И продолжают с удовольствием играть, каждый в свою игру. Сами участники даже подвели под нее целую научную базу. Оказывается, перформеры выгибаются, ползают по полу и встают на четвереньки не просто так – они «исследуют процесс памяти и изучают восприятие зрителя, выясняя, в чем отличия в поведении наблюдающего и действующего». Насколько им все это удается, сказать трудно. Публика сосредоточенно следила за «танцующей» парой, пытаясь хоть что-нибудь уразуметь в новом искусстве. Первыми сдались дети: поудобнее усевшись и даже улегшись на полу, они принялись изучать орнамент паркета, а также лица присутствовавших. От авангардистского танца эстетическое наслаждение получили явно не все. На некоторых физиономиях отчетливо читался вопрос: а что это, соб-ственно, было? Но виду никто не подавал, иначе, упаси бог, сочтут за профана, ничего не смыслящего в элитарном искусстве. Запад, кстати, еще в середине прошлого века смирился с существованием подобного искусства. Там даже находятся любители, спонсирующие такие мероприятия. Особенно в Европе, Америка не столь продвинулась в развитии нестандартных форм. В России же продвинутых – и вовсе кот наплакал. Но творцы перформанса не унывают. Продолжают развлекать самих себя и вытаскивать зрителей из повседневности серых будней. Пусть кто-то скажет: «Шут гороховый», – это им только на руку. Ведь в роли шута дозволено быть более свободным, чем в любой другой.