Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 17 сентября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/51461/

Предостерегая, дают надежду

рубрика: Культура
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН.

Что реклама кошачьего корма, моющих средств и диеты для похудания так и норовит прыгнуть выше головы, замечено не нами. Еще лет сорок назад, когда в нашей стране коммерсанты поголовно слыли жуликами, а понятие «дизайн» вообще было под запретом, английские художники и фотографы выпустили манифест с попыткой все поставить на свои места по простейшей логике: они-де вовсе не за отмену рекламы потребительских товаров, но есть вещи для применения их талантов и поважнее.


Что именно манифестанты имели в виду, показывает открывшаяся в Ярославле выставка социального плаката, представленная Британ-ским советом в России, некоммерческой организацией «Новая графика» и ярославским центром современного искусства «Арс-Форум». Экспозиционеры с порога берут быка за рога. Русский перевод манифеста о новых приоритетах в искусстве графического дизайна впечатляюще проиллюстрирован композицией с черно-белой эмблемой «мирного атома» автора манифеста Кена Гарланда для митингов за ядерное разоружение и будто сошедшими с газетной полосы суровыми плакатами его сверстника и единомышленника Дэвида Кинга. Они против апартеида в Южной Африке, а в его логотипе «Остановите Национальный фронт!» название этой праворадикальной партии, набранное красным цветом, дается с «редакторской правкой»: автор как бы от собственного имени впечатывает не требующее комментариев зловещее словечко «наци». Современный британский плакат предостерегает от беды, как в серии для центра помощи наркозависимым «Ангел», но и дает людям надежду. На листе композиции Джонатана Барн-брука, сделанной в поддержку пострадавших от военных конфликтов, из-за облака, как частоколом, окруженного по контуру стреляными гильзами, выглядывает веселое солнышко. А вообще плакатисты Англии устроили на этой выставке нечто вроде заочного мастер-класса на темы выдумки и юмора, где вольным слушателем, было бы желание, может стать каждый. Логотип к семинару для детей, подумывающих о профессии дизайнера, – человечек из деталей конструктора – называется «Задание». А оно, согласно ободряющей авторской ремарке Квентина Ньюарка, очень немудреное: «Сделай так и становись дизайнером». Коллеги Ньюарка умеют бесстрашно спустить на грешную землю любые отвлеченные идеи и самые спорные прожекты. Когда Англии настал черед президентствовать в Евросоюзе, Майкл Джонсон выпустил плакат с лебединым клином в синем небе: вожаками в стае белокрылые странники тоже становятся по очереди. Выразительные метафоры этого мастера запоминаются с первого взгляда. Дубовый саженец, а тень – от взрослого дерева – символика для крупных строительных проектов. В рекламе музея военной истории художник завязывает узелок на память на... стебле макового цветка – у англичан мак символизирует вражду и войны. В серии плакатов 2004 года Майкл прикольно иллюстрирует живо обсуждаемую сейчас в британской прессе идею «Республики Лондон», отделенной от Великобритании. Не моргнув глазом, изображает суверенную столицу то магнитом в окружении гвоздей, то желтком в яйце, то маховым колесом, на котором крутится-вертится весь туманный Альбион. Гостья Ярославля заместитель директора Британского совета Анна Генина рассказала на пресс-конференции, что подготовлена выставка по замыслу руководителя «Арс-Форума» Татьяны Кравчук и предназначена в перспективе и для уличного показа. С «цифры» коллекция переведена на специальную ткань – листы можно стирать и гладить. На вернисаже при поддержке Британского совета в Ярославле объявлен конкурс авторов социального плаката. Условия – на сайте, открытом к выставке партнерской компанией «Сергей Кузнецов Контент Групп» (www.ukposter.ru). Темы проблемные – вузовский аспект «утечки мозгов» из Ярославля, брошенные дети, власть и личность, лирические – «Мой город» и вольные. Возрастных ограничений для конкурсантов нет. Работы принимаются в ярославском центре Британского совета и в «Арс-Форуме» до конца октября.