Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 22 сентября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/51545/

Театр, который хорошо продается

рубрика: Культура
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА.

Гастроли Самарской драмы! В памяти старых театралов – приезд Самарской драмы в конце 60-х в Ярославль – с блистательной Верой Ершовой, Николаем Засухиным, отцом и сыном Демичами, молодым и элегантным Петром Монастырским. Прежде большие гастроли создавали театру имя. Если у театра был хороший творческий багаж, слава о нем бежала по всем городам и весям. Два театра, Волковский и Самарский, по тем временам шли схожими путями. Общность театральных школ, родственные корни, превосходные актерские труппы – равновеликие в своих достижениях. Спектакли потрясали публику глубиной психологических переживаний, тем настоящим реализмом без берегов, который вечен во все времена.


Самара и Ярославль в сентябре поменялись сценами. Кажется, феномен больших гастролей возрождается. Но есть и отличия. Прежде русская и мировая классика была визитной карточкой театра. И гости, и волковцы (не по наущению ли самарцев?) взяли на гастроли всего лишь по одному спектаклю из русской классики. Ярославцы – «На всякого мудреца...», самарцы – «Доходное место» Островского. Оба спектакля – с уже приличным театральным возрастом. Самара своих старейшин – национальное достояние в Ярославле не представляет. Наши народные – Наталья Терентьева и Владимир Солопов во всем их блеске предстали в «Мудреце» (постановка А. Кузина), открыв гастроли 20 сентября именно Островским. Могли бы взять наши «Волки и овцы» в постановке А. Попова, «Бешеные деньги» (режиссер С. Яшин)… Но волковцев уверили: публика в Самаре уже отучена от настоящей клас-сики. ЯРОСЛАВЛЬ КАК ДОХОДНОЕ МЕСТО Что явилось визитной карточкой Самарской драмы? Коммерческие шоу, зрелища далеко не духовного свойства. Театр делает ставку именно на эффект, на представление чисто развлекательного свой-ства... Художественный руководитель театра Вячеслав Гвоздков на пресс-конференции не скрывал главного намерения: Ярославль – доходное место, здесь можно получить как минимум миллион. Ставка на то, что Самарский театр хорошо продается и показывает товар не только лицом. Если театр играет в стрип-шоу («Ladies Night»), то танцевальные номера группы «Горячие парни» сделаны первоклассно. Если создает «имперский спектакль» – о Моцарте и Сальери в эпоху императора Иосифа («Амадеус»), то спектакль истекает имперской роскошью. Ну а Александр Николаевич Островский – драматург отнюдь не имперский, хоть и остросовременный. На «Доходное место» зритель не ломился. В зале много пустых кресел. Зритель, по всей вероятности, считал, что «Доходное...» – скучная старая песня о главном: жить бедно, но честно невозможно... Это вам не «Мужской стриптиз» («Ladies Night»), не «№ 13», не «Особо женатый таксист» Рея Куни, где в зале яблоку негде упасть. Время изменилось! Первые три спектакля Самарской драмы – об одном. О доходном месте в жизни каждого. Неважно, кто ты, важен выбор и способ желанной добычи. Это может быть стриптиз, где считают баксы, а может и служение императору, избранное прагматиком Сальери («Амадеус» ведь тоже о приоритетах, и там считают флорины, и Моцарта ломают, превращая в обывателя), или жизнь, ставшая сплошным трактиром (как в «Доходном месте») – и там все время пересчитывают рублевые купюры... А ТРУСИКИ КАК ЧУДЕСНЫЙ ПРИЗ В Москве «Ladies Night» – самый аншлаговый спектакль. В Самарской драме «Ladies -Night» поставил итальянец Паоло Ланди, сценографию и свет – питерцы Глеб Фильштинский и Владимир Фирер. Играют ведущие мастера сцены – народная артистка России Жанна Романенко, заслуженные артисты Владимир Гальченко, Александр Амелин, Олег Белов… История о том, как шестеро безработных друзей решили организовать группу стриптизеров, которая будет доводить до неистовства жен-скую аудиторию ночных клубов, и исполнили свою мечту, став настоящими супергероями, весьма популярна в нынешних зрительских кругах. «Мужской стриптиз требует тренировки и шлифовки. Отнеситесь к нему серьезно и вдумчиво. Отрепетируйте раздевание дома перед зеркалом, и только тогда, когда убедитесь, что процесс снимания одежд в вашем исполнении эстетичен, не вульгарен и действительно возбуждает, выносите яркий спектакль на суд... Вот, например, сексапильные трусики. С ними спешить не надо. Кульминацию следует чуть растянуть. Повращайте задом, потом чуть приспустите трусы... Насладитесь произведенным эффектом и только потом ловко сорвите с себя трусики и бросьте их как чудесный приз, как своеобразный аванс, за которым последует нечто восхитительное и страстное...» Такими текстами о муж-ском стриптизе, набирающем в России невероятную скорость, ныне заполнен Интернет. Очень похожий текст пронизывает весь спектакль «Ladies Night». В начале спектакля как яркий зазыв дан профессиональный эпизод стрип-шоу. Актер Артур Ягубов появляется в роли танцора-стриптизера Бадди Волша. Пластика, обаяние, тренированность заставляют поверить, что перед нами не драматический актер. Но Ягубов – актер Самарской драмы. Лучшее в спектакле – его эстрадно-концертные, но не драматические номера. На драму сил недостало ни у авторов, ни у режиссера. Пьеса и не претендует на серьезные конфликты. Один из самарских зрителей с горечью отметил: «Не по себе становится, когда трясут своими телесами вполне уважаемые актеры, не так давно блестяще игравшие русскую и зарубежную классику». Ярославские зрители – не ханжи. Умные понимают, что дело вовсе не в стриптизе (зрителя дурачат, легко озорничая). Спасает спектакль от пошло-сти ирония, которой исполнено все зрелище. Нам показывают вовсе не стрип, а игру в стрип. Смотрите, и мы можем это делать! «Горячие парни» ироничны прежде всего по отношению к себе. Ирония заложена и в пьесе: в стриптизеры идут явные неудачники – супертолстяк-тяжеловес (Александр Амелин), дистрофик (Алексей Фокин), ветеран-инвалид «горячих точек» (Виталий Жигалин), закоренелый интеллигент (Владимир Гальченко). А далее в течение трех порой довольно утомительных часов парни разбираются друг с другом, рефлексируют по поводу «обнаженки», репетируют, одолевают семейные неурядицы, мечтают о грядущих баксах... И зритель тоскует, переживая затянутые «психологические» сцены спектакля. Особенно те, где жены разбираются с мужьями. Ирония заключена и в том, что женские роли бледны и малоинтересны (за исключением неповторимой Жанны Романенко – секретаря и машинистки стрип-группы). Наверное, это жен-ское несчастье, свалившееся на мужиков, и превратило их от отчаяния в стриптизеров. Режиссерский трюк заключается в финальном оглушающем стрип-шоу. Оптика меняет парней. Калеки и дистрофики, интеллигенты, уроды и моральные инвалиды на глазах изумленной публики в этом профессиональном и эффектном каскаде номеров трансформируются в ладных, элегантных, действительно горячих парней. Сбрасывают трусики, вот вам чудесный приз, оставаясь в полосках... На секунду, на миг, тут же поглощенный тьмой, супергерои обнажаются полностью – веселые, раскрепощенные... Эта мысль – об освобождении и раскрепощении человеческого в человеке брезжила – и в герое Александра Амелина, и в герое Олега Белова. И могла стать ведущим мотивом спектакля. Но, к сожалению, не стала. Основная мысль, терзающая каждого: стрип – доходное место. Способ добывания денег. «Money! Money! Money!»– затмевают все и вся. Жены слетаются на баксы, к денежным и ныне уважаемым мужьям, как пчелы на мед. Поцелуи в диафрагмы, счастливые рыдания. Публика неистовствует.