Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 12 января 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/52110/

Ирония гульбы

рубрика: Культура

Одна семья кочевала по телеканалам в предновогодние дни и первые в новом году. Даже если название передач не содержало в себе слово «Аншлаг», то суетливая сменяемость миниатюр и их исполнителей единой атмосферой обволакивала все каналы. С 30 декабря по 2 января эта атмосфера была погуще, потом пошли повторы концертов и фильмов. Попался даже римейк «Иронии судьбы», где вечно игривому Якубовичу так и не удалось съесть заливную рыбу у своей состарившейся на 30 лет дамы сердца.


Невозможно было смотреть все подряд, по всем каналам. Но – и не нужно подряд и по всем... Увидели в «Сорочинской ярмарке» Меладзе в роли томноглазого черта и поняли: это уже не «Майская ночь», где чертом побывал прежде Киркоров. Новогодний кричаще-пляшущий эфир был отмечен все более проникающей из элитарных сфер в сферы массово-повседневные тенденцией: сменой ролей, в частности, сменой «биологического пола» на глазах у потрясенной публики. Причем пол меняли не только артисты, но и известные всему миру персонажи. Ибо канал «Россия» 1 января разразился музыкальной версией «Трех мушкетеров». Думаю, даже игривый и не всегда исторически достоверный Дюма замер бы в раздумье при виде алого кардинальского одеяния, облекшего мощный бюст Сердючки – то была мадам (!) Ришелье. Это, да плюс женский батальон мушкетеров, где Портосом стала еще одна украинско-российская упитанная фактура, Руслана Писанка, выглядел бредом после новогодней гульбы... Дали поработать в новогодних программах старым актерам – акция благотворительная и, в общем, без роковых последствий: Этуш в роли отца д’Артаньяна, Гурченко в роли резво машущей ножками давней возлюбленной Кисы Воробьянинова, Волкова в роли мадам Петуховой. Так, переключая каналы, мы добрались до еще одного «новодела», «12 стульев», которые от прежних версий с Горбачевым, Гомиашвили, Мироновым отличались появлением в кадре авторов, причем Е. Петров предстал в виде этакого обмотанного шарфом Пьера Безухова в лице уставшего от пивной рекламы актера Семчева. Давно готовый к крупным ролям комик Гальцев сыграл, правда, в виде сюжетных огрызков, безумного отца Федора. И, наконец, Фоменко попробовал применить к роли командующего парадом Бендера свой опыт телеведущего, экстремала, аукциониста, наг-лого весельчака. Новые киноленты строились по банальному принципу клипов или праздничных концертов. Поэтому говорить о самих концертах, включая и новое шоу Галкина, нет смысла – слов нет. Конечно, были и другие лица. Люди пели «Под гитару» («Культура»), и легендарный Городницкий объединил их и создал атмосферу самим фактом присутствия в кадре. Были на НТВ лица участников новой игры под жутким названием «Игры разума», где попарно встречались и погружались в раздумья победители «Своей игры» и профессионалы – музыканты, писатели и т. п. Были на Первом канале в сочельник весьма привлекательные, калейдоскопически собранные лица «первых лиц» разных стран в программе М. Гусмана «Формула власти». Было и всегда живое лицо Алисы Фрейнд-лих, приглашенной отметить юбилей к Фекле Толстой на НТВ, но это вечно безжалостное телевидение обнаружило ложность хода с именитыми партнерами и режиссерами (они подносили актрисе как минимум в двух случаях совершенно одинаковые букетики!), а главное – непрофессионализм Феклы, которая еще худо-бедно чирикает в программе «... обо всем» и представляет начинающих и потому «народных» артистов, а вот народная артист-ка без кавычек и в своем естест-венном стиле поведения ей не «по зубам». Как телевидение вело себя в ситуации с предновогодней катастрофой в Юго-Восточной Азии? Легко! Новостям – катастрофа, публике – пляс. Ирония гульбы... //Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.