Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 12 февраля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/53232/

Государство строят император и певец

рубрика: Культура

Что такое авторская песня – все знают, но никто еще не смог дать точное определение. Очевидно лишь, что с одинаковым удовольствием эти песни поют и интеллектуалы, и пьянчужки. Тех и других собрал концерт «Ваше благородие, госпожа удача...», состоявшийся в минувший вторник в ДК имени Добрынина.


Проекту «Песни нашего века», под эгидой которого прошел концерт, шесть лет. Состав участников неоднократно менялся. На этот раз ярославцы подпевали Вадиму и Валерию Мищукам, Александру Мирзаяну, Дмитрию Богданову, Елене Фроловой, Галине Хомчик, Константину Тарасову и Сергею Хутосу. C Александром Мирзаяном нам удалось поговорить перед концертом. Родом Александр Завенович из Баку, но с детских лет живет в Москве. Песни пишет с 1969 года. Половина из них – свои целиком, половина – на стихи Арсения Тарковского, Уайльда, Хармса, Цветаевой... Одним из первых Мирзаян исполнил стихи Иосифа Бродского. – Все первое отделение концерта посвящено Булату Окуджаве. Сегодня его называют учителем очень многие. А при жизни не все его признавали, обвиняли в пошлости, кто-то даже написал: «За таким поэтом девушки не пойдут». Оригинальный, конечно, был способ определять качество поэзии – за кем пойдут девушки... – А когда Окуджава умер, отец Георгий Чистяков, председатель попечительского совета первого в России православного университета, сказал: «Умер великий русский псалмопевец». И действительно, у Окуджавы очень много вещей, которые можно назвать псалмами. – И не только у него. – Конечно. У Визбора есть такие вещи, у Галича, Высоцкого. – Но у этих же авторов много и очень веселых песен. – Авторская песня дает человеку возможность жить в полноте своей. Поэтому есть здесь и трагические темы, и патетика, и в то же время ерничанье, стеб. И в музыке все возможно – и три аккорда, и джазовые импровизации, и даже симфонические вещи – «Переведи меня через Майдан» Сережи Никитина, например. – По этой же причине, видимо, у бардов так много дет-ских песен. – Совершенно верно! Смотрите, у Высоцкого есть детские песни, у Окуджавы, Городницкого, Берковского. То есть вся полнота мира воплощена. – Известный поэт Дмитрий Сухарев в изданную им антологию авторской песни включил Пушкина, Гумилева, Шекспира… Что же в таком случае считать авторской песней? – Определить ее столько народу пыталось. И ничего не получается. Я определяю автор-скую песню как модель единой культуры. Поэтому-то она использует язык всех поэтов. Здесь и Пушкин, и поэты серебряного века – Цветаева, Пастернак, и обэриуты есть – Хармс, Введенский, и современные авторы, да и зарубежные. Это место единения всех культур. Путь к культуре – вот что такое авторская песня! – Но любую песню, исключая разве что фольклор, кто-то создал. Значит, все песни авторские? – Все, да не все! Слово «автор» в переводе с латинского – основоположник, задающий направление. А происходит оно от глагола, который переводится как «возвышать, обогащать, содействовать росту». Так что язык выбрал правильное слово! Авторская песня – это именно задающая ценности, определяющая развитие. Развлекательная вещь не может считаться авторской песней. – Но ведь мы только что говорили об огромном количестве веселых песен. – Речь не о веселых, а о развлекательных в чистом виде. Наши космонавты рассказывали: на орбиту они брали записи Визбора. Значит, эти песни заряжали их, настраивали на собирание с силами, устремленность к чему-то. Вслушайтесь: строй, струна, устремленность... Сам язык говорит нам обо всем. – Будучи по образованию инженером-физиком, вы стали теоретиком песни? – Единственным в нашей стране, к сожалению. Но о поэзии сегодня говорят и биологи. Наш мозг «выращивается» речью. Выросший вне языка человек – это Маугли. Личностью он не становится. Сегодня уже все об этом знают. Так вот, песня, как говорят биологи, впечатывает в наш мозг определенные поэтические структуры. И чем больше мозг выращивается поэтическим языком, тем больше он развит. Песня развивает личность. – Значит, мы почти ничего не знаем о песне. – Она еще совершенно не исследована. Это терра инкогнита. И преуменьшать ее значение нельзя. Недаром китайцы говорили: «Государство строят император и певец». Спустя три тысячи лет о том же фактически сказал и Василий Ключевский, утверждая, что Россию создали Петр и Пушкин. То есть император и поэт. Мы должны понимать: язык – это двигатель цивилизации. – Тогда логично утверждать, что изменения в языке приводят к изменению общества? – Это очевидно. На каком языке, на каких песнях растут наши дети – такая страна и получается. Песня – строитель нации. Если мы к языку относимся плохо – он этого не прощает. Сейчас любят говорить о национальной идее. У каждого народа его язык – это и есть его национальная идея. И развитие языка – это развитие народа. «Сущность человека вырастает из языка», – сказал Хайдеггер. И наши славянофилы о том же говорили. Мы, русские, вообще наиболее близкая к языку нация. И стремление собрать все воедино, присущее авторской песне, – это тоже очень русское желание. Так что «Песни нашего века» есть воплощение русской национальной идеи. – Разговоров о национальном вопросе в последнее время тоже довольно много. – Национальное должно процветать. Но не национализм, как сейчас происходит. Это откат назад, а не развитие, потому что националисты пытаются загнать нас в племенное. – А как вы оцениваете попытки переводить бардовские песни на другие языки? – Поэзию вообще трудно переводить, а песню – тем более. Многие мои тексты переведены на немецкий. Но пою я всегда на русском. А вообще клубы авторской песни за рубежом являются местом объединения русских. Видимо, человек идентифицирует себя наиболее глубоко с помощью песни. И авторская оказалась самым национальным жанром. – Обо всем этом вы говорите и на своих выступлениях? – А когда приглашают, приезжаю со специальными концертами-лекциями. В первом отделении пою, во втором – говорю о песне. И хотя нет слова «песневед», но именно в этом качестве я выступаю. – Как песневед, объясните, почему так ужасно иногда звучит песня в «чужом» исполнении? – Нельзя отдельно рассматривать музыку, текст и исполнение песни. В ней все едино, и целое здесь не равно сумме частей. Мы все знаем такой пример: стихи Высоцкого, музыка Высоцкого, исполняет певец Д. И песни нет. Потому что появляется вдруг какая-то истерика, а у Высоцкого есть отчаяние, может быть, трагизм, но истерики нет. Видите, один элемент не тот – и все не то. Текст, музыка и исполнитель должны любить друг друга, тогда возможно чудо. //Беседовала Лариса НИКОЛАЕВА.