Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 26 февраля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/53456/

Русский бизнес на американской Барби

рубрика: Культура
Автор: Екатерина АБРАМОВА.

Первая кукла Барби появилась у Натальи Осиповой лет 12 назад, тогда ей было 13, именно в это время с Запада уверенно и грозно наступал «кукольный» бум.


В Сыктывкар завезли всего около десятка импортных игрушек, но не было в этом городе девочки, которая не мечтала бы об американской стройной красавице с гнущимися длинными ногами. Хотела такую и Наташа. Кукла стоила 900 рублей – больше половины маминой зарплаты, на которую она и дочь жили. Однако коллега по работе сказал женщине: «Как раз сейчас ребенку эта кукла необходима. А потом исполнять мечту будет поздно». И мама ее купила. Иностранка по имени Штэфи до сих пор живет у своей хозяйки, которая уже сама стала мамой, но в куклы играть не перестала. Как и в детстве шьет она им одежку, только теперь это занятие превратилось для семьи Осиповых в бизнес. В свободную от домашних забот минуту Наташа бежит к рабочему столу: кроит, наметывает, прикидывает на худенькое пластмассовое тельце различные предметы кукольного гардероба, строчит на швейной машинке. Наташа – модельер и производитель кукольных платьев, а ее Штефи, уже порядком потрепанная годами и постоянными примерками, истыканная иголками, – главная модель и муза. Началось все еще в середине 90-х. Каждое лето Наташа приезжала к бабушке, Людмиле Гавриловне Асафьевой, в Ярославль, они вместе шили платья для Барби своих знакомых – в подарок или по заказу. В результате семейный холодильник ломился от шоколадок – таким образом благодарные «клиенты» платили мастерицам. Впрочем, девушка шоколад есть не могла – она занималась хореографией, а лишние калории при таком занятии, как известно, противопоказаны. Заметив, с каким удовольствием и творческим подходом внучка и бабушка создают крохотные вещицы, один их гость заметил: – А почему бы вам не продавать эти наряды? Хоть какие-то деньги... Не особо надеясь на успех, модельерши попросили одну знакомую работницу в центральном универмаге выставить на своем прилавке несколько платьев. Яркие изысканные модели разошлись влет. Тогда продавать решила бабушка. Крохотный закуток на первом этаже универмага и по сей день привлекает к себе внимание посетителей, особенно детей. Была такая история. За­шли в универмаг 8-летняя девочка, ее бабушка и мама с папой. Ребенок как вкопанный остановился у витрины с яркими кукольными нарядами. Родители разрешили купить два. Долго перебирала дочка крохотные комплекты, особенно приглянулись ей три наряда. Повздыхала-повздыхала, но делать нечего – выбрала пару, и семья удалилась. Но через десять минут прибежал взмыленный папа и, задыхаясь, попросил: – Заверните еще то, третье. Буду Дедом Морозом. Разноликие куколки в миниатюрных бальных платьях, украшенных стразами и бисером, в аккуратных шляпках с бантиками и цветочками, просто не позволяют пройти мимо. Кстати о шляпках. Изготовление этой, казалось бы, незамысловатой детали дамского туалета поначалу было проблемой. Чего только не изобретали наши модельерши, прежде чем догадались использовать как основу колпачок из-под дезодоранта. Зато теперь каждый день со всех этажей универмага Людмиле Гавриловне знакомые продавцы несут эти пластмассовые заготовки. Привлекают покупателей и цены – от 50 до 70 рублей за наряд. Что это за деньги сегодня? А тут – ручная работа. Например, в специализированных игрушечных магазинах аналогичные наряды для Барби стоят от 150 рублей. Но качество их гораздо хуже. Особенно растет спрос на кукольные наряды накануне праздников. В среднем же прибыль от продажи такой одежки составляет от тысячи до двух в месяц. С тех пор, как Осиповы переехали в Ярославль, чуть не каждый месяц Наташе шлют с родины посылки с лоскутками. Разноцветные тряпочки, оборочки, ленточки заполоняют собой чуть не половину большой комнаты, которая в буквальном смысле напоминает швейный цех. Наташа говорит, что ей нравится шить именно маленькие наряды, а вот большие неинтересно. Иногда, правда, мастерит что-то для своей двухлетней дочки Миланы. Так ведь та и сама как куколка. Кстати, эта кроха хоть и интересуется маминым занятием, но все же больше предпочитает возиться с папиными инструментами (он сантехник). А если посмотреть, как Милана мастерски орудует игрушечным молотком, так и вовсе можно усомниться, что дочка продолжит семейную династию кукольных модельеров.