Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 17 марта 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/53788/

Зритель как жертва эксперимента

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Зенитные дни джазового фестиваля порадовали обращением организаторов и участников к истокам джаза и озадачили малым числом страждущих приобщиться к этому обращению. Уже во вторник на концерте зал зиял не то что пустыми местами – рядами. А вот во время уикендовых выступлений зрители, которым не досталось мест, упрямо подпирали стены.


Однако недоумение, предшествующее концерту, сменилось глубоким осознанием правильности происходящего, едва на сцену вышел коллектив Double Entendre, возглавляемый Хансом Тамменом. (В названии, однако, есть разночтения: Double Entendre – так заявлено в программе, а в буклете тот же коллектив именуется Third eye orchestra, что означает «оркестр третьего глаза».) Музыканты, впрочем, были в большинстве своем наши, родные, хорошо знакомые. Отец и сын Майнугины, трубач Рудольф Хусаинов, гитарист Юрий Тихомиров, басист Андрей Волкович. Порадовало и присутствие знаменитого «варяга» – архангелогородца барабанщика Олега Юданова. Он вообще на нынешнем фестивале выступает в качестве переходящего почетного вымпела: отыграв с Сергеем Манукяном, изящно влился в арт-квартет «Россия – Италия» Тима Дорофеева (это выступление прошло накануне вышеописанных событий, в понедельник), теперь же «перетек» в сборную команду под руководством Ханса Таммена... Одно присутствие Юданова, безусловно, делает честь любому коллективу, не говоря уж о виртуозности его игры (понятно, почему он идет нарасхват). Но в данном конкретном случае даже безупречный Юданов не смог спасти ситуацию. Собственно, надо было насторожиться еще во время затянувшейся преамбулы, в ходе которой ведущий концертов Владимир Фейертаг старательно рассуждал о трех джазовых китах – ритме, гармонии и мелодии. Именно в такой последовательности. То есть неважно, что ты играешь, главное, чтобы не выпадал из общего ритма. – Мы живем в мире, в котором нельзя не импровизировать, – говорил Владимир Борисович. – Именно поэтому наша жизнь есть не что иное, как джаз. Все происходящее после этих красивых слов – целиком на совести гитариста и дирижера Таммена. В конце концов, именно он придумал это выступление, полностью построенное на импровизации, – у музыкантов не было ни одной общей репетиции, и, как я понимаю, каждый из восьмерых лишь приблизительно представлял, в каком ключе и что ему предстоит сыграть. Подобные эксперименты, если быть справедливым, практикуются в среде музыкантов достаточно часто. Но для широкой аудитории эта «проба пера», по звуковой какофонии напоминающая настройку всех инструментов симфонического оркестра одновременно, абсолютно непригодна. Очевидно, понимали это и некоторые участники эксперимента, не зря они за пять минут до начала концерта ворвались в буфет с криком: «Девушка, организуйте нам три по сто, а то музыки не будет!» Исполнить желание страждущих буфетчица не смогла по причине отсутствия горячительных напитков, но вот играть им все-таки пришлось. Послушав четверть часа звуковое воплощение фантазий заморского дирижера (Ханс Таммен, уроженец немецкого города Касселя, последние пять лет живет в Нью-Йорке), я искренне посочувствовала музыкантам: «на сухую» такое играть действительно трудно. Чем больше бесновался на сцене дирижер, впадая в экстаз от звучащей внутри его самого гармонии, тем большая какофония создавалась в реальном времени и пространстве. Хотя отдельные диалоги музыкантов – саксофон Стаса Майнугина и гитара Юрия Тихомирова, например, или сольные партии Олега Юданова – нельзя признать неудачными. Мастерство, как говорится, не пропьешь. Майнугин, к слову, еще один раз спас ситуацию, ловко ввернув тему из «Ночного дозора», чем изрядно повеселил зал… Закономерным финалом специфического выступления стал взорвавшийся софит – даже электрическая лампочка не выдержала накала бушующих на сцене страстей. Тушите свет, господа! Хлопали в финале зрители вяло, больше из вежливости, многие из джазовых «аксакалов» вообще предпочли покинуть зал и отсидеться в фойе, дабы не травмировать собственные уши. ...Составители репертуарной афиши поступили весьма прозорливо и расчетливо, распределив самое «вкусное» в фестивальном меню на две части: для «затравки» аппетита и на десерт. Малосъедобная экспериментальная музыкальная эксцентрика пришлась на середину джазовой декады. В принципе если непосвященный и неподготовленный зритель попадет именно на такой «рабочий момент», он на всю жизнь останется калекой, не способным воспринимать джаз в любом его проявлении. Жаль, что в моменты вышеописанного торжества творческого экстаза музыкантов никто не думает о бедолаге-слушателе.