Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 29 марта 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/54011/

Кашу маслом не испортишь?

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

В канун Международного дня театра на сцене ТЮЗа состоялась долгожданная премьера – актеры предложили юным зрителям послушать и посмотреть историю о верной любви и настоящей дружбе по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Спектакль называется «Стойкий оловянный солдатик».


Однако фабула пьесы С. Баневич и Н. Денисова во многом отличается от содержания известной сказки. Это некий литературный «микс» из нескольких произведений датского выдумщика с музыкальными прослойками в виде… советских песен времен Великой Отечественной войны. Автор столь оригинальной концепции – режиссер-постановщик из Орла, заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов. Причем, по словам директора ТЮЗа Натальи Прокиной и помощника художественного руководителя по литературной части Сергея Пенкина, заказан режиссеру был совсем другой спектакль – настоящая, красивая, сказочная история «на все времена». Но режиссер-постановщик попытался протащить и свою идею – хоть белыми нитками, но пришить сказочное действо к грядущему грандиозному празднику – 60-летию Победы. Кроме вышеупомянутых музыкальных вставок (когда куклы, собравшись в детской, старательно исполняют под гармошку «На границе тучи ходят хмуро...») на режиссерскую идею призваны работать и главный герой, Стойкий оловянный солдатик, наряженный, по случаю произведенного сюжетом временного скачка, в военную форму 40-х годов (красная звезда на фуражке – обязательно), и обозначенное закадровым текстом время действия происходящего: «На сегодня, 21 июня, Всесоюзное радио закончило свою работу. Спокойной ночи, дорогие товарищи...» Это чтобы ни у кого не возникло сомнений по поводу того, про что мы тут сказку играем. К счастью, на этих незначительных вкраплениях смелые режиссерские новации выдохлись, и обаяние сказочной прозы вступило в свои права. Как и положено в детских сказках, герои делятся на хороших и плохих. К первым априори относятся Стойкий оловянный солдатик (Валерий Морозов), Прекрасная балерина (Ирина Наумкина), Добрая кукла (Алла Кормакова), Верная лошадь (Петр Круговихин). Поскольку нет ничего скучнее, чем наблюдать за неправдоподобно правильными поступками рафинированно положительных героев, то зрительский интерес (а в зале собралась публика в возрасте от 3 до 8) явно склонялся к героям, положительным не во всех отношениях. Так, Заводной соловей (Иван Баранов) выгодно отличался от Соловья-птицы (Екатерина Дементьева) непосредственностью эмоций и естественностью в проявлении чувств. И не важно, что этим чувством была зависть к более талантливому собрату по творчеству. Главное, что эмоция была живая. Не меньшей симпатией малышни пользовалась и героиня актрисы Евгении Засухиной – Свинья-копилка. Свинская позиция накопительства – «все лучшие чувства на свете зарыты в тяжелой монете» – оказалась отнюдь не чужда юным зрителям. По крайней мере мои маленькие соседки, едва прозвучала эта реплика, стали громким шепотом выяснять, у кого из них больше денежек в копилке и кто на что их копит. Зато переживания эмоционально стерильных главных героев не вызвали никакого отклика в детской душе. Любое же появление на сцене абсолютных злодеев – Злого чертенка из табакерки (Юрий Круглов) и Жадной крысы (заслуженный артист России Юрий Иванов) – точно взрывало зал изнутри. Не надо спешить с псевдопедагогической заумью, что, дескать, современный ребенок, испорченный злыми компьютерными играми, тяготеет лишь к тем, кто готов на гадости и подлости. Да, ни хороших поступков, ни раскаяния от совершения плохих от этих персонажей зрители так и не дождались. Однако пружина интриги всего спектакля оказалась сжата именно в их гадких и подлых руках. Именно эти отрицательные герои были по-настоящему живыми, совершали логически обоснованные по ходу действа поступки – оттого и сопереживать хотелось прежде всего им. Про то, что в конце спектакля зло было наказано, а добро восторжествовало, надеюсь, говорить не надо? Хоть это и «не по правде», как заметил один юный зритель, но оставим сказке иллюзию безоговорочного торжества справедливости. А вот попытки спекуляции на «датском материале» (я имею в виду юбилейную дату – 60-летие Победы, которую готовится отмечать вся страна) надо пресекать. Если уж так необходима мотивация, почему именно этот спектакль был поставлен здесь и сейчас, то неужели недостаточным аргументом служит Международный день театра, в канун которого состоялась премьера, или тот факт, что 2 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Г. Х. Андерсена? К чему, скажите на милость, посвящать произведение датского сказочника солдатам Великой Победы? Дети этой нелепицы просто не заметят, взрослых же зрителей подобная режиссерская «находка» либо рассмешит, либо покоробит. В любом случае, автору идеи не удалось убить одним выстрелом двух зайцев, зато кашу маслом он испортил весьма ощутимо.