Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 16 апреля 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/54377/

Среди руин он увидел Мадонну

рубрика: Культура
Автор: Иннокентий КАШИН.

Простоволосая женщина с младенцем на руках среди городских руин – глаза ее полны отчаяния и немого укора... После капитуляции Германии часть, где служил танкист Сергей Беляев, выпускник рабочей студии ИЗО в Ярославле, еще два года стояла в Дрездене. Так и назвал он этот рисунок с натуры – «Дрезденская мадонна».


На открывшемся в музее истории Ярославля вернисаже снайперски точным зарисовкам Беляева, прошедшего войну от Москвы и Курской дуги до Берлина и Дрездена, отдан целый зал. Тут война без прикрас – с жестокими расправами оккупантов над мирными жителями, землей, перепаханной артиллерией, идущими на прорыв нашими «тридцатьчетверками», толпой понурых немецких пленных на зимней дороге. Компания Сергею Беляеву подобралась на выставке самая подходящая. Музей показывает зарисовки и гравюры еще двух известных мастеров (их уже нет с нами), чью молодость опалила война. Для воспитанника пехотного училища Спартака Глушкова Великая Отечественная началась в августе сорок третьего. На 2-м Белорусском фронте попал он в самое пекло, был тяжело ранен, долго лежал в госпиталях. На гражданке не расставался со своей верной спутницей – тростью. Ну а военная тема осталась с ним навсегда. То же мог бы сказать о себе и лауреат областной премии имени А. Опекушина Семен Горячев. Он-то, член Союза художников с 1937 года, дорогами огненных лет дошел до гитлеровского логова, уже крепко держа в руках карандаш и резец, делал зарисовки для армейской газеты «За Родину!». Для всех троих Великая Отечественная стала не только немилосердной школой мужества, но и «академией художеств», где учат смотреть на огонь, не отводя взгляда. Свою эксклюзивную коллекцию графики, пахнущей пороховой гарью, музей истории города раскрывает зрителям впервые.