Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 20 мая 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/54906/

Главное в театре – атмосфера любви

рубрика: Культура
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА.

Вы поверите, что всего лишь второй по счету городской фестиваль ученических спектаклей «Играем в театр» может собрать 27 участников? Что Ярославский ТЮЗ предоставит детям свою сцену? Что в течение трех дней актеры-профессионалы и театральные педагоги без перерыва на кофе-чай будут отсматривать работы школьников? И главное, поверите ли вы, что детскому коллективу предложат сделать прокатный спектакль?!


С подобных полушутливых-полусерьезных вопросов начали самопрезентацию участники спектакля «Никто не поверит», ставшего победителем. У сыгравшего его театрального коллектива «Лада» из детского центра «ЛАД» было уже несколько побед. Но сегодня ребята радуются, как в первый раз, новой – завоеванному гран-при фестиваля «Играем в театр», который завершился в минувшие выходные. Этот спектакль руководитель «Лады» педагог-режиссер Ирина Корниенко называет выстраданным. Еще в прошлом году его хотели показать, но конкурсантов ограничивали по времени: выступление должно было длиться не дольше двадцати минут. А «Никто не поверит» – насыщенный танцами и песнями спектакль в трех действиях, в котором заняты тридцать человек. В этом же году фантазию участников во временные рамки не загоняли, и можно было представить почтенной публике полную версию действа. Поставлен спектакль по известной сказке Яна Экхольма о лисенке Людвиге Четырнадцатом. Автор сценической версии – драматург Георгий Полонский, знаменитый своими сценариями к фильмам «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи» и другим. Специально к спектаклю были написаны оригинальная музыка и песни. Причем постановщики предпочли музыку не столичных штучек, а первокурсницы Ярославского художественного училища Арины Максимовой. Именно она, автор музыки уже к нескольким постановкам «Лады», смогла передать в звуках душу произведения. Лисенка Людвига в спектакле играет Егор Козаченко. «Мой герой – самый настоящий отщепенец в своей семье, – говорит юный актер. – А все потому, что он решил жить честно, не хитрить, как другие лисы». Роль цыпленка Тутты, подружки Людвига, досталась Кате Чистя­ковой. В театр ребята пришли четыре года назад по совету друзей. Сам коллектив еще очень молод – ему только пять лет. Никакого специального отбора детей здесь нет, никаких стихов-басен читать не требуют. Сейчас в театре пятьдесят человек, которые, как самые настоящие профи, учатся актерскому мастерству, сценической речи, пластике, вокалу и хореографии – все эти дисциплины включены в расписание занятий. Неудивительно, что кроме гран-при конкурса спектакль «Никто не поверит» получил еще и диплом «За актерский ансамбль и профессионализм». А жюри даже предложило дирекции ТЮЗа включить спектакль в свою репертуарную афишу. – Не страшно выйти на профессиональную сцену? – спрашиваю ребят. – Нет. Наоборот, очень хотим играть, – отвечают Катя и Егор. – Ирина Ивановна как-то даже пожурила за то, что, играя в очередной раз этот спектакль, мы слегка его затянули. Просто всем не хотелось уходить со сцены: не могли наиграться. Выход на профессиональную площадку станет новым витком в жизни театра, участники которого, конечно же, мечтают о своих подмостках. Пока таковыми им служит хореографический зал центра «ЛАД». Может, когда-нибудь станет реальной мечта, и у коллектива появятся собственные стены. Признанная профессионалами сценическая версия «Лады» оказалась даже глубже произведения шведского сказочника. Лисы не просто спасаются, спрятавшись в курятнике. В спектакле Тутта и Людвиг остаются друзьями на всю жизнь, а их родители меняются до неузнаваемости. Например, Ларссон-старший уверяет домочадцев: не стоит опасаться за жизнь сына-лисенка, ведь крошечный пушистый цыпленок не даст псам разорвать своего друга. Потому что дружба сильнее всех звериных инстинктов. Эту удивительную, порой недетскую философичность спектакля в полной мере оценило жюри: еще один из завоеванных ребятами дипломов был вручен «за создание особой духовно-нравственной атмосферы спектакля». По единодушному мнению, царила в нем атмосфера любви, которая пронизывает весь коллектив. Доверие друг к другу рождает веру в свои силы, в способность сыграть даже самые сложные вещи. Для рождественских и пасхальных концертов, например, Егором был подготовлен отрывок из «Лета Господня» И. Шмелева. Не боится Ирина Корниенко брать для постановок и других «сложных» авторов: ставили Чехова, Вампилова, «До третьих петухов» Шукшина, «Алые паруса» Грина. – Важно, – говорит Ирина Ивановна, – чтобы дети осознали: выход на подмостки – это не просто игра, а еще и способ познания себя и мира. А совершенствование актерского мастерства – это возможность не только творческого, но и духовного роста.