Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 20 мая 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/54909/

Секреты лидерства в телевизионном эфире

рубрика: Культура
Автор: Петр АРТЕМЬЕВ.

Переключая каналы своих телевизоров, мы, как правило, ищем программы, отвечающие нашим сиюминутным запросам, и не слишком задумываемся о том, передачи какой телекомпании собирают у экранов наибольшее число зрителей. Вопрос, «кого смотрят больше» и каковы телевизионные предпочтения различных групп населения, волнует прежде всего рекламодателей, политических аналитиков и, конечно, самих работников телевидения. Телевизионные пристрастия имеют и общественное значение: они демонстрируют изменения интересов наших сограждан, заинтересованность в получении или, напротив, отказе от той или иной информации.


Исследования аудитории телеканалов в Ярославле уже несколько лет ведет агентство с мировым именем TNS Gallup Media. Каждую секунду электронные датчики агентства фиксируют, какую программу в данный момент показывают телевизоры в определенном социологическими исследованиями количестве квартир ярославцев. Конечно, этот метод изучения аудитории имеет свои недостатки, но в настоящее время он считается самым совершенным способом определения предпочтений телезрителей. В нашем распоряжении оказались сводные данные TNS Gallup Media об аудитории транслируемых в Ярославле телевизионных каналов за март и начало апреля. Учитывая время, необходимое для обработки полученных результатов, мартовские и апрельские отчеты агентства вполне можно назвать самой свежей информацией. Из нескольких параметров: «рейтинг» (процент смотревших программу от общего числа зрителей в городе), «охват» (процент смотревших программу более 1 минуты), «объем аудитории» в тысячах человек – остановимся на показателе, именуемом социологами «доля программы». Этим термином называют процент зрителей, смотревших в среднем программу, относительно всех, кто смотрел телевизор в течение того же времени. Доля – показатель конкурентоспособности канала. Если, например, рейтинг равен 3 процентам, еще не вполне понятно, много это или мало, ведь неясно, сколько людей вообще находилось в этот момент у экранов. Итак, какие каналы в большей степени привлекали внимание ярославцев в марте и начале апреля? На первом месте – Первый канал. Его доля стабильна – около 20 – 23 процентов. На втором месте, вплотную приблизился к лидеру канал «Россия» с выходящими в его эфир по будням каждые три часа информационными передачами ГТРК «Ярославия». На долю «России» и «Ярославии» приходится от 18 до 21 процента телезрителей. На предпраздничной неделе, с 28 февраля по 6 марта, доля «России», к примеру, составила 21,2 процента. Ей даже удалось опередить Первый канал, сумевший привлечь внимание лишь 19,8 процента собравшихся у экрана ярославцев. Замыкает тройку лидеров НТВ, предпочтение которому отдают 11 – 12 процентов телезрителей. Не сильно отстает от НТВ Городской телеканал, транслирующий наряду с собственными новостными и рекламными передачами программы принадлежащей американскому капиталу развлекательной телесети СТС. На долю СТС и Гортелеканала в Ярославле в среднем в неделю в марте приходилось от 8 до 10,5 процента телезрителей. Борьба за «почетные» 5 – 7-е места разворачивается между телевизионными каналами ТНТ, НТМ, ТВЦ. Если учесть, что в большинстве ярославских квартир можно смотреть около 15 телеканалов, соперничающие за 5 – 7-е места телекомпании оказываются как раз в середине «турнирной таблицы» соревнований за предпочтения телезрителей. Иногда в этот «клуб середнячков» входят каналы «Спорт» и «Дарьял-ТВ» с передачами «Яртелесети». При всем многообразии передач, создаваемых современным телевидением, больше всего телезрителей традиционно собирают у экранов выпуски новостей. Не случайно самая дорогая и престижная из статуэток конкурса «ТЭФИ» вручается именно за создание новостных передач. Особенно важны новости для региональных телекомпаний: с одной стороны, сообщения о событиях в своем городе, области пользуются постоянным интересом аудитории, а с другой – создание ток-шоу, телевизионных фильмов и иных программ достаточно затратный процесс. Съемки таких программ на современном техническом уровне в условиях регионального телевидения практически невозможны: зрители, привыкшие к красочным программам всероссийских каналов, вряд ли предпочтут малобюджетные местные передачи. Поэтому неудивительно, что именно программы новостей остаются главными передачами региональных телеком­паний. В Ярославле местные новостные программы представляют три телекомпании. ГТРК «Ярославия» выпускает «Вести – Ярославль» на канале «Россия». Кстати, «Ярославия» пока единственная в Ярославле телекомпания, новости которой выходят не только в будни, но и по выходным. Городской телеканал обычно предлагает новостной выпуск утром и три выпуска «Новостей города» (один повторный) вечером. Информационную программу «День в событиях» по будням выпускает НТМ. Выпуски новостей каждой из местных телевизионных компаний имеют свои особенности, и зрителям есть из чего выбирать. «Вести – Ярославль» дают наиболее широкий географический охват, традиционно рассказывая о событиях как в Ярославле, так и в области. По оформлению студии, манере ведения передачи и способам подачи информации в сюжетах «Вести – Ярославль» близки к федеральным «Вестям», рядом с которыми они стоят в программе передач канала «Россия». Как и корреспонденты федеральных «Вестей», журналисты «Ярославии» не гоняются за скороспелыми сенсациями, отдавая предпочтение достоверности и взвешенности трактовки событий. «Вести – Ярославль» можно назвать самой оперативной программой новостей: по будням в течение дня она выходит в эфир каждые три часа, а утром ведущих «Ярославии» можно видеть в программе «Доброе утро, Россия!» через каждые полчаса. «Новости города» на Город­ском телеканале подробно рассказывают о ситуации в Ярославле, традиционно уделяя большое внимание различным социальным проблемам горожан. «День в событиях» на НТМ – самая молодая из новостных программ местных телекомпаний. Здесь со свойственным молодости энтузиазмом экспериментируют: двое ведущих в кадре чередуют ярославские сюжеты и полученные от коллег с Ren-TV репортажи из других регионов. Справедливости ради отметим, что идея сочетания местных и российских событий в одном выпуске новостей не нова: уже 2 года выходит в эфир на канале «Россия» программа «Вести+», состоящая из сюжетов федеральных «Вестей» и материалов журналистов «Ярославии». Время между 20 и 22 часа­- ми на телевидении называют прайм-тайм. Именно в эти часы у экранов собирается самое большое количество людей. В этом отрезке времени на суд зрителей представляют главные выпуски новостей три ярославские телекомпании. Какие новости привлекают большее число ярославцев? Как показывают результаты исследования TNS Gallup Media, лидером информационного вещания в марте стали «Вести – Ярославль». Доля выпуска в 20.30 составила в среднем за четыре мартовские недели 18,2 процента. Главный выпуск новостей «Ярославии» обошел в марте не только информационные программы ярославских коллег, но и выпуск федеральных «Вестей» в 20.00. Средний показатель доли «Новостей города» Городского телеканала, которые уже многие годы выходят в эфир в 21.30, в марте был равен 10 процентам. «День в событиях» на НТМ, выходя в эфир на 15 минут раньше «Вестей» канала «Россия», не сумел опередить новостные программы конкурентов. Доля «Дня в событиях» в прайм-тайм в марте составила в среднем 6,6 процента. Доли информационных программ ярославских телекомпаний в марте почти совпадают с показателями доли телеканалов, в эфир которых выходили новостные выпуски. Это подтверждает, что именно новости остаются важнейшим жанром регионального телевидения. С лидерством в телевизионном эфире новостей государственной телекомпании связаны две тенденции. С одной стороны, сохраняется традиционный «здоровый консерватизм» ярославцев, их желание получить взвешенную информацию. С другой – налицо положительное влияние конкуренции между программами. Люди, привыкшие смотреть качественные и зрелищные новости общероссийских каналов, отдают предпочтение тем местным информационным выпускам, которым удалось в большей степени приблизиться к общероссийскому уровню.