Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 01 июня 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/55098/

Между прошлым и будущим

рубрика: Культура
Автор: Лариса ДРАЧ.

Открывшаяся в выставочных залах Союза художников выставка «Прошлое, настоящее и будущее Ярославской Большой мануфактуры» вызвала необычно широкий для мероприятий такого уровня общественный резонанс. Повышенный интерес ярославцев к новой экспозиции выразился и в небывалом потоке гостей, который обрушился на обычно пустующие залы задолго до официально объявленного времени «Ч», и в солидной команде административных особ, почтивших вернисаж своим присутствием, и в нестандартных организационных нюансах, бросающихся в глаза завсегдатаям подобных тусовок.


«Надо же, все по-взрослому...» – так удивленно охарактеризовал происходящее на вернисаже длинноволосый юнец богемного вида. (Появление юнцов, претендующих называться «золотой молодежью», на выставках с краеведческим уклоном – событие нестандартное, наводящее на размышления определенного толка.) Выставка посвящена, как следует из названия, трем историческим эпохам Ярославской Большой мануфактуры. Блок «прошлого» состоит в основном из фотографий и архивных материалов, предоставленных музеями и домашним архивом семьи Карзинкиных. Наибольший интерес здесь вызывает генеалогическое древо рода, основоположником которого стал Андрей Сидорович (1760 – 1822). Про него сказано, что он «из экономических крестьян деревни Труфаново Новской волости Борисоглебского округа Ярослав­ского наместничества. Выку­- пил себя, разбогатев на чаеторговле». Настоящий день Петропавловской слободы – его визуальный образ по крайней мере – посетитель выставки может представить, ознакомившись с полотнами ярославских художников и работами фотографов. Этот уголок Ярославля, славящийся своей живописной харизматичностью, неизменно становится местом для пленэрных этюдов творческих личностей разного направления. В этом историческом пласту (я имею в виду «день сегодняшний») наиболее интересным мне показался цикл черно-белых фотографий, снятых ярославским фотографом, к сожалению, уже ушедшим от нас, Алексеем Олейниковым. Тема будущего старинного района города отдана на откуп студентам кафедры архитектуры ЯГТУ. Ими разработано несколько концепций регенерации территории Петропавловской слободы. Очень непохожие на первый взгляд работы объединены тем не менее идеей восстановления каскада прудов, реставрации храма Петра и Павла и воссоздания регулярного парка. Глобальной же идеей перемешать временные пласты и вытащить их в виде экспозиции на суд зрителей мы обязаны энтузиасту своего дела, председателю Ярославской региональной общественной организации возрождения культуры и традиций «Петропавловская слобода» Владимиру Захарову. Именно он взял на себя нелегкий труд не просто привлечь внимание сограждан к конкретному историческому району Ярославля, но переломить укоренившуюся в сознании большинства ярославцев социально-негативную оценку этого района. С такой благой целью и разрабатываются специалистами разных уровней идеи восстановления и возрождения Петропавловской слободы. На сегодняшний день главенствуют четыре модели, которые взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга по принципу русской матрешки. Первая модель предполагает возрождение территории через культуру и творчество, что подразумевает не только сохранение памятников и исторических мест, но и проведение на этой базе общегородских культурных мероприятий, способных привлечь внимание туристов. Вторая модель – «Музей под открытым небом» (рассчитанная, опять же, на активно действующие экскурсионные маршруты) базируется на идее, что музеем становится вся территория, где продолжают жить и трудиться местные жители. Рассматривается и модель под названием «Парк процессов и технологий», в ходе реализации которой Петропавловская слобода превратится в ремесленный городок, где посетителям – все тем же туристам – показывают живую работу «по-настоящему». То бишь сапожник тачает сапоги (в этой же лавке их можно приобрести), пирожник печет пироги (дегустация не возбраняется), гончар ваяет крутобокий горшок и так далее. Суть идеи проста – конечный продукт ремесленного творчества, дошедшего до нас сквозь века, можно потрогать, увидеть, попробовать на зуб в режиме реального времени. Эта модель перекликается с идеей большой игры-аттракциона «Путешествие во времени», в которой каждый посетитель района автоматически становится путешественником, попадая в атмосферу прежней жизни, в чем призваны помочь анимация и местные жители, перепрофилировавшиеся на момент игры в ведущих аниматоров… Если все эти планы хотя бы частично удастся реализовать в действительности, то здесь, в Петропавловской слободе, явно «будет город-сад». Пока же с идеями по возрождению Перекопа можно ознакомиться на выставке.