Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 14 апреля 2011
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/3/55759/

Звёздная роль Тито Гобби

рубрика: Культура
Автор: Елена СТЕПАНКОВА

19 апреля любители оперного искусства смогут увидеть на экране «Родины» редкую экранизацию оперы Джузеппе Верди «Риголетто», которая даёт возможность не только услышать, но и увидеть выдающегося певца – корифея оперной сцены ХХ столетия Тито Гобби в его звёздной роли.

 


Опера «Риголетто» принад­лежит к числу самых драматичных, динамически насыщенных произведений великого Джузеппе Верди. Сюжетом к ней послужила драма В. Гюго «Король забавляется», по­ставленная впервые в Париже в 1832 году. Шедевр Гюго был запрещён. Реакционные круги возмутились «безнравственным» спектаклем, в котором так оскорбляли память французского короля Франциска I.

Возобновление спектакля в драматическом театре Франции стало возможным лишь полвека спустя. А значительно раньше герои драмы под другими именами предстали в опере Верди «Риголетто». К сочинению оперы композитор приступил в 1850 году, сам наметил план либретто и хотел назвать её «Проклятье». Но цензура потребовала переделки сюжета. Пришлось допустить некоторые изменения: место действия перенести из Франции в Италию, короля Франциска I превратить в герцога Мантуанского, а шута Трибуле переименовать в Риголетто.

Впервые опера была по­ставлена в 1851 году в Венеции, восторженно принята, распространилась по всем европейским сценам и принесла Верди широкую популярность. Но композитор по-своему трактовал образы драмы Гюго, его прежде всего заинтересовала психологическая драма. Сюжет приобрёл более камерное звучание: в центре оперы личные взаимоотношения героев в динамически острых ситуациях. Основная тема оперы – мрачная «тема проклятия». Центральная фигура в опере – придворный шут Риголетто, образ трагичный и противоречивый. Он язвителен, жесток и хорошо вписывается в бездумную обстановку дворцовой жизни. Но в предместье, в уединённом доме, он скрывает от посторонних глаз свою юную дочь Джильду. Риголетто – трагический шут с сердцем, полным истинных чувств.

Итальянский режиссёр Кармине Галлоне в 1947 году экранизировал оперу Верди. Фильм был снят за четырнадцать дней на сцене театра «Театро Реале дель Опера». На главную роль режиссёр Галлоне пригласил замечательного итальянского певца Тито Гобби. Наделённый от природы не только вокальными, но и актёрскими данными, темпераментом, удивительным даром перевоплощения, Тито Гобби был особенно привлекателен для кинематографистов. Специально на него ставились фильмы-оперы. Он снялся в 26 лентах.

Обратимся к словам самого Гобби по поводу фильма «Риголетто»: «Не намерен проводить никаких аналогий, не желаю никого критиковать, просто хочу подчеркнуть великолепную организацию и тот дух энтузиазма, который царил на съёмках. Достоинство, гордость, любовь – всё ради работы! Я очень рад, что снимался в этом фильме».